Леонида Ламма вспоминают в Америке

№62, апрель 2018
№62
Материал из газеты

Первая и, увы, посмертная ретроспектива Леонида Ламма (1928–2017) проходит в Художественном музее Циммерли в Нью-Джерси

Леонид Ламм. «Исход». 1976. Фото: Collection Zimmerli Art Museum at Rutgers / Lamm Estate
Леонид Ламм. «Исход». 1976.
Фото: Collection Zimmerli Art Museum at Rutgers / Lamm Estate

Дань памяти блестящему соц-артисту, который первым догадался, что если главный советский символ, серп и молот, отра­зить зеркально, то вместе прямое и зеркальное изображения образуют знак доллара — главный американский символ. Выставка в Художественном музее Циммерли, где хранится крупнейшая коллекция советского неофициального искусства, собранная Нортоном Доджем (1927–2011), включила более 60 произведений Ламма как из фондов музея, так и из частных собраний коллекционеров и наследников художника. Работы созданы в разные периоды 70-летней карьеры Ламма, который учился у Якова Чернихова, знал Владимира Татлина и Константина Мельникова, а в годы оттепели перезнакомился со всеми художниками-нонконформистами. В 1967 году Ламм провел в Москве хеппенинг с памятником Маяковскому. Обливание кровавой краской статуи поэта стало одним из первых в СССР перформансов. 

Леонид Ламм. «Динамика диагонали падения». 1955. Фото: Collection Zimmerli Art Museum at Rutgers / Lamm Estate
Леонид Ламм. «Динамика диагонали падения». 1955.
Фото: Collection Zimmerli Art Museum at Rutgers / Lamm Estate

Желание уехать из страны закончилось для художника Бутыркой и лагерем, где он провел в общей сложности три года. Эмигрировав, обосновался в США, где сначала иронизировал над американским консюмеризмом, а потом увлекся цифровыми технологиями. Первую его выставку в США организовал в 1985 году тот же Нортон Додж. Нынешняя показывает всего Ламма: виды и типы Бутырской тюрьмы, соц-артистские опыты, цифровые картины, посвященные русскому авангарду.  В.М.

Музей Циммерли
Никогда больше. Леонид Ламм, избранные работы
До 30 сентября

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+