18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наследникам жертв холокоста должны вернуть произведения Эгона Шиле стоимостью $5 млн

По словам адвоката наследников, постановление суда стало еще одним шагом по пути к возвращению собственности, утраченной в результате «крупнейшего в истории массового грабежа», однако дилер Ричард Нэги собирается подавать апелляцию

Нью-йоркский суд обязал лондонского дилера Ричарда Нэги вернуть две акварели Эгона Шиле наследникам погибшего в нацистском концлагере австрийского коллекционера еврейского происхождения.

«Женщина в черном переднике» (1911) и «Женщина, закрывшая лицо» (1912) общей стоимостью около $5 млн ранее находились в коллекции звезды кабаре Фрица Грюнбаума (1890–1941), который был арестован нацистами в 1938 году и отправлен в концентрационный лагерь Дахау, где погиб в 1941-м. После ареста артиста право распоряжения имуществом перешло к его жене Элизабет, которую вскоре выселили из их квартиры и вынудили подписать разрешение на инвентаризацию художественной коллекции Грюнбаума, включавшей более 500 произведений, среди которых была по меньшей мере 81 работа Шиле. В 1942 году Элизабет тоже погибла в концентрационном лагере.

Ричард Нэги, специализирующийся на немецком экспрессионизме, говорит, что приобрел эти акварели законным путем и что они перепродавались легально на протяжении всего времени, прошедшего с момента их продажи на швейцарском аукционе в 1956 году, на который их выставила сестра Элизабет.

Однако в постановлении, вынесенном в четверг 5 апреля, судья Чарльз Э. Рамос пришел к выводу о том, что эти аргументы не актуальны в свете ситуации, при которой произведения изначально покинули коллекцию. «Подпись, поставленная под дулом пистолета, не может служить легальным основанием для передачи собственности», — заявил он.

Рамос также не принял аргумент защиты о том, что на данную ситуацию не распространяется закон о реституции произведений искусства, экспроприированных во время холокоста (HEAR). Согласно этому закону, вступившему в силу в 2016 году, временной период, в течение которого наследники могут потребовать вернуть изъятые нацистами произведения, был увеличен до шести лет с момента первого обнаружения работ. Наследники Грюнбаума — Тимоти Рейф, Дэвид Френкель и Милош Вавра — обратились в суд после того, как обнаружили произведения на ярмарке Salon of Art + Design в нью-йоркском Арсенале в ноябре 2015 года. «Утверждение ответчика о том, что в данном случае закон о реституции произведений искусства неприменим, абсурдно, поскольку он был принят именно для подобных случаев, в которых речь идет о работах, незаконно конфискованных нацистами», — говорится в постановлении Рамоса.

Адвокат наследников Раймонд Дауд из Dunnington Bartholow & Miller считает, что такое решение суда — победа жертв холокоста и их родственников и что оно стало еще одним шагом по пути к возвращению собственности, утраченной в результате «крупнейшего в истории массового грабежа».

В свою очередь, представительница галереи Ричарда Нэги сообщила The Art Newspaper следующее: «Все аспекты приобретения этих работ Ричардом Нэги и их нахождения в его собственности всегда были прозрачны и тщательно задокументированы. Эти произведения искусства поступили из уважаемых коллекций и неоднократно экспонировались публично. Трагическая судьба Фрица Грюнбаума хорошо известна и заслуживает должного уважения. Но сам Ричард давно работает с творчеством немецких экспрессионистов; его собственная семья была вынуждена бежать, чтобы спастись от преследований, так что он особенно чутко относится к требованиям реституции и продолжает считать, что они должны рассматриваться по существу».

«Зная это, мы обратились к авторитетным специалистам по вопросам провенанса, связанного с холокостом: Софи Лилли, Лори Штайну и Линн Николас. Мы попросили их изучить вопрос и составить независимые отчеты по современным требованиям реституции. Если бы хоть один из них заключил, что эти произведения Шиле из коллекции Фрица Грюнбаума были изъяты нацистами, Ричард, не колеблясь, вернул бы их наследникам. Но ни один из экспертов не пришел к такому выводу, и для нас стало неожиданностью, что судья Рамос проигнорировал не только их заключения, но и решения Федерального суда США и двух независимых австрийских комиссий, ранее пришедших к выводу о том, что эта коллекция произведений искусства не была незаконно присвоена нацистами. Мы верим в то, что после апелляции все материалы, в том числе заключения экспертов, будут рассмотрены с должным вниманием», — продолжила она.

Дело Бакалара

В качестве аргумента в свою защиту Нэги привел дело 2005 года, когда Дэвид Бакалар, массачусетский предприниматель, переквалифицировавшийся в скульптора, выступал против того же Вавры и Леона Фишера (еще один наследник Грюнбаума). Бакалар настаивал на том, что является законным собственником произведения Шиле под названием «Сидящая женщина с согнутой левой ногой», которое он приобрел в 1963 году. В 2012 году, после продлившегося семь лет судебного разбирательства, Апелляционный суд второго округа вынес решение в пользу Бакалара на том основании, что наследники Грюнбаума слишком поздно заявили о своих претензиях на работу.

В этом деле также поднимался вопрос о том, было ли это произведение искусства незаконно конфисковано нацистами, ведь мы по-прежнему не знаем, где находилась коллекция Грюнбаума в период с 1942 по 1956 год, когда 50 работ оказались на торгах аукционного дома Eberhard Kornfeld, на которые их выставила сестра Элизабет Матильда Лукаш. Специалисты до сих пор не пришли в единому мнению: одни считают, что коллекция была незаконно присвоена нацистами, другие — что в период Второй мировой войны она была спрятана.

В заявлении, опубликованном в 2017 году, Нэги называет разбирательство, в котором он выступает в роли ответчика, «вторым делом Бакалара». «Это то же дело по иску, поданному теми же наследниками и их адвокатом касательно той же коллекции искусства, как и те, что они уже проиграли в двух судах в Австрии и в Федеральном суде в Нью-Йорке после полных слушаний по существу, — пишет Нэги. — Обе работы, фигурирующие в данном деле, были приобретены мной после того, как Федеральный суд Нью-Йорка вынес свое решение. Согласно этому решению, не существует свидетельств того, что произведения, проданные Матильдой Лукаш [свояченицей Фрица Грюнбаума] в 1956 году, были незаконно присвоены нацистами. Заявители сами признают, что эти акварели были в числе проданных на торгах 1956 года… Они не входят в число произведений искусства, конфискованных нацистами».

Между тем адвокат Дауд, также представлявший наследников Грюнбаума в деле Бакалара, сказал, что ожидал, что решение по данному делу будет иным благодаря недавно вступившему в силу закону о реституции произведений искусства. Кроме того, он обещает представить «неопровержимые» исторические доказательства, которые, по его словам, не были представлены в деле Бакалара.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+