18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевры под угрозой ареста

№37, октябрь 2015
№37
Материал из газеты

Произведения искусства нередко становятся заложниками политических или экономических споров. Особенно шокирующими кажутся случаи, когда картины из государственных собраний используются в качестве обеспечения исковых требований третьих лиц к стране-владельцу в тот момент, когда они находятся на выезде

«Портрет Валли» Эгона Шиле из венского Музея Леопольда провел «в заключении» 12 лет
«Портрет Валли» Эгона Шиле из венского Музея Леопольда провел «в заключении» 12 лет

Перемещение культурных ценностей, пусть даже на самую престижную выставку и в самую цивилизованную страну, сопряжено с рисками. Помимо очевидных опасностей, подстерегающих путешествующие произведения, есть еще вероятность их ареста в качестве спорного имущества или как заложников торговых и иных споров. В суд может быть предъявлен иск к собственнику культурной ценности с требованием наложить на нее арест в качестве обеспечения исковых требований. Нахождение культурной ценности вне страны своего постоянного пребывания дает потенциальным истцам новые возможности (иная система права, политическая ситуация и прочее) реализовать собственные интересы в соответствии с законодательством страны, где проходит выставка.

Впервые в мировой практике подобный иск был предъявлен в 1954 году в отношении произведений Пабло Пикассо. Несколько картин этого художника были вывезены тогда из СССР в Париж и выставлены в одном из французских музеев. Истцом по делу выступала Екатерина Щукина-Келлер — наследница известного русского коллекционера Сергея Щукина, в коллекцию которого некогда входили оспариваемые картины. Коллекция Щукина была национализирована в 1918 году и на момент подачи иска Щукиной-Келлер являлась собственностью СССР. Суд департамента Сена рассмотрел дело, и иск Щукиной-Келлер о признании права собственности на картины и наложении на них ареста был отклонен. Французский суд в своем решении указал, что национальный публичный порядок не был задет в такой мере, чтобы требовалось принятие срочных мер, ибо эти картины были приобретены уже много лет назад иностранным сувереном от его собственных граждан на его собственной территории и в соответствии с законами его страны. Законодатель Франции на тот момент не счел необходимым принять закон, предоставляющий иммунитет находящимся на временных выставках культурным ценностям в отношении судебных исков и ареста.

Подобный закон впервые увидел свет в США в 1965 году (Federal Anti-Seizure Bill). Он был принят по настоянию СССР в связи с опасностью предъявления исков о праве собственности со стороны третьих лиц в отношении культурных ценностей, направляемых из советских музеев на выставку в Университет Ричмонда. Американское правосудие интерпретировало данный закон по-разному.

Например, суд подтвердил иммунитет предметов с выставки из России Сокровища России в 2000 году, когда потомки российских эмигрантов по фамилии Магнесс пытались истребовать у Российской Федерации компенсацию и реституцию недвижимого имущества (в частности, фортепианной фабрики в Санкт-Петербурге), национализированного после революции. Точно так же иск, поданный в 2002 году в Хьюстоне потомком Сергея Щукина Андре-Марком Делок-Фурко в отношении картин из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, не был принят судом, поскольку картинам был предоставлен иммунитет.

Зато в 2006 году по решению американского суда была конфискована уникальная коллекция предметов иранского искусства, принадлежавшая государству, которая была на долгосрочной выставке в Институте Востока Университета Чикаго. Мало того, коллекция была продана на аукционе, а вырученные средства пошли на компенсацию израильским семьям, пострадавшим в результате взрыва в Бен-Яхуда-Мэлл в 1997 году. Основанием для ареста и конфискации коллекции явился факт поддержки терроризма исламским режимом Тегерана.

Одним из самых громких дел стал арест картины Эгона Шиле Портрет Валли; она провела «в заключении» 12 лет. В 1998 году венский Музей Леопольда направил полотно на временную выставку в Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорк. Портрет Валли, конечно же, получил иммунитет, но после окончания выставки наследниками бывшей владелицы картины, галеристки Леа Бонди Ярай (австрийской еврейки, у которой портрет выбыл из владения по неясным обстоятельствам во время нацистского режима), был подан иск. Несмотря на то что американские суды подтвердили наличие иммунитета на данное полотно, они в то же время признали Портрет Валли имуществом жертвы холокоста, незаконно изъятым из владения, а значит, краденым. Закон об иммунитете не может охранять ввезенные в США краденые вещи — такие случаи регулируются другими, уголовно-правовыми нормами. Портрет Валли был арестован. Лишь после 12-летней тяжбы стороны пришли к мировому соглашению, в соответствии с которым Музей Леопольда выплатил наследникам $19 млн, а картина вернулась в экспозицию.

В случае с иском 37 наследников Казимира Малевича к городу Амстердаму о незаконном владении картинами художника американский суд признал иммунитет всех 14 полотен мастера, находившихся на временных выставках в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и в Коллекции Менила в Хьюстоне в 2003–2004 годах, и картины благополучно вернулись в Стеделейк-музей. Однако временного пребывания на территории США было достаточно, чтобы иск об истребовании права собственности на картины был принят к рассмотрению американским судом. После продолжительной и дорогостоящей тяжбы стороны пришли к мировому соглашению. Наследники получили пять картин своего великого предка, одна из которых была продана на аукционе в 2008 году за $60 млн, а другая прошедшим летом — за £21,4 млн. Третью, кстати, Sotheby’s будет продавать в ближайшем ноябре с эcтимейтом $35–45 млн.

В европейской законодательной практике закон об иммунитете культурных ценностей, находящихся на временных выставках, впервые был принят во Франции в 1994 году. Поводом тоже послужила тяжба по иску дочери Сергея Щукина Ирины Щукиной-Келлер. Иск был предъявлен в отношении полотен Анри Матисса из собрания ГМИИ и Государственного Эрмитажа, находящихся на выставке в Центре Помпиду. Суд в иске отказал со ссылкой на принцип судебного иммунитета государства и его собственности, а французские законодатели оперативно отреагировали на данное дело принятием закона о мерах по обеспечению неприкосновенности от требований о наложении ареста в отношении временно ввезенных культурных ценностей для проведения выставок.

Подобные законы ныне приняты в Австрии, Бельгии, Германии, Израиле, Ирландии, Швейцарии, в четырех провинциях Канады. В Великобритании приняли закон об иммунитете выставок в том числе из-за опасений России в отношении требований наследников Сергея Щукина. Выставка From Russia, включавшая множество полотен из коллекции Щукина, направлялась в Королевскую академию художеств. Российская сторона предъявила жесткие требования о необходимости принять надежный закон о защите зарубежных выставок от ареста по требованиям третьих лиц на территории Великобритании. Любопытно, что в английском праве в отношении споров насчет реституции национализированного зарубежными странами имущества противоположны. Например, в 1929 году княгине Ольге Палей было отказано в иске на ее национализированное имущество, которое она обнаружила во владении британского гражданина Вейца, купившего вещи у советского правительства. Отказ в иске был основан на принципе соблюдения суверенитета иностранного государства и его внутренних законов. В то же время английский суд признал иск о реституции национализированного имущества в государстве Йемен, когда предметом спора была нефть. В итоге британский парламент принял закон о защите выставок 31 декабря 2007 года, и From Russia прошла с большим успехом в Королевской академии художеств.

Культурные ценности могут также стать заложниками экономических споров, не имеющих никакого отношения к самим ценностям. Так произошло с предметами выставки из ГМИИ им. Пушкина в Швейцарии в 2005 году. В художественной галерее швейцарского городка Мартиньи было выставлено 55 произведений знаменитых французских художников — от классиков ХVII века до Пабло Пикассо. Когда полотна уже погрузили на машины, чтобы отправить обратно в Москву, появился судебный пристав и во исполнение иска фирмы Noga наложил на картины арест. Noga требовала от России уплатить $680 млн на основании сделки, проведенной в начале 1990-х (продовольствие в обмен на нефть). Россия же полагала, что стороной по сделке является СССР, преемником обязанностей которого в этом случае она не является. Кто бы ни был прав в этом споре, заложниками конфронтации оказались бесценные полотна. Арест был совершен в момент следования экспонатов в специально оборудованных автомобилях. В результате действий швейцарских властей по аресту экспонатов система вентиляции была отключена и картины на некоторое время оказались под угрозой повреждения. Спустя 24 часа власти Швейцарии все-таки приняли решение о снятии ареста. Картины вернулись в Москву.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+