Шедевры под угрозой ареста

№37, октябрь 2015
№37
Материал из газеты

Произведения искусства нередко становятся заложниками политических или экономических споров. Особенно шокирующими кажутся случаи, когда картины из государственных собраний используются в качестве обеспечения исковых требований третьих лиц к стране-владельцу в тот момент, когда они находятся на выезде

Портрет Валли Эгона Шиле из венского Музея Леопольда провел «в заключении» 12 лет
Портрет Валли Эгона Шиле из венского Музея Леопольда провел «в заключении» 12 лет

Перемещение культурных ценностей, пусть даже на самую престижную выставку и в самую цивилизованную страну, сопряжено с рисками. Помимо очевидных опасностей, подстерегающих путешествующие произведения, есть еще вероятность их ареста в качестве спорного имущества или как заложников торговых и иных споров. В суд может быть предъявлен иск к собственнику культурной ценности с требованием наложить на нее арест в качестве обеспечения исковых требований. Нахождение культурной ценности вне страны своего постоянного пребывания дает потенциальным истцам новые возможности (иная система права, политическая ситуация и прочее) реализовать свои интересы в соответствии с законодательством страны, где проходит выставка.

Впервые в мировой практике подобный иск был предъявлен в 1954 году в отношении произведений Пабло Пикассо. Несколько картин этого художника были вывезены тогда из СССР в Париж и выставлены в одном из французских музеев. Истцом по делу выступала Екатерина Щукина-Келлер — наследница известного русского коллекционера Сергея Щукина, в коллекцию которого некогда входили оспариваемые картины. Коллекция Щукина была национализирована в 1918 году и на момент подачи иска Щукиной-Келлер являлась собственностью СССР. Суд департамента Сена рассмотрел дело, и иск Щукиной-Келлер о признании права собственности на картины и наложении на них ареста был отклонен. Французский суд в своем решении указал, что национальный публичный порядок не был задет в такой мере, чтобы требовалось принятие срочных мер, ибо эти картины были приобретены уже много лет назад иностранным сувереном от его собственных граждан на его собственной территории и в соответствии с законами его страны. Законодатель Франции на тот момент не счел необходимым принять закон, предоставляющий иммунитет находящимся на временных выставках культурным ценностям в отношении судебных исков и ареста.

Подобный закон впервые увидел свет в США в 1965 году (Federal Anti-Seizure Bill), он был принят по настоянию СССР в связи с опасностью предъявления исков о праве собственности со стороны третьих лиц в отношении культурных ценностей, направляемых из советских музеев на выставку в Университет Ричмонда. Американское правосудие интерпретировало данный закон по-разному.

Например, суд подтвердил иммунитет предметов с выставки из России Сокровища России в 2000 году, когда потомки российских эмигрантов по фамилии Магнесс пытались истребовать у Российской Федерации компенсацию и реституцию недвижимого имущества (в частности, фортепианной фабрики в Санкт-Петербурге), национализированного после революции. Точно так же иск, поданный в 2002 году в Хьюстоне потомком Сергея Щукина Андре-Марком Делок-Фурко в отношении картин из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, не был принят судом, поскольку картинам был предоставлен иммунитет.

Зато в 2006 году по решению американского суда была конфискована уникальная коллекция предметов иранского искусства, принадлежавшая государству, которая была на долгосрочной выставке в Институте Востока Университета Чикаго. Мало того, коллекция была продана на аукционе, а средства от ее продажи пошли на компенсацию израильским семьям, пострадавшим в результате взрыва в Бен-Яхуда-Мэлл в 1997 году. Основанием для ареста и конфискации коллекции явился факт поддержки терроризма исламским режимом Тегерана.

Одним из самых громких дел стал арест картины Эгона Шиле Портрет Валли, она провела «в заключении» 12 лет. В 1998 году венский Музей Леопольда направил картину на временную выставку в Музей современного искусства в Нью-Йорк. Портрет Валли, конечно же, получил иммунитет, но по окончании выставки наследниками бывшей владелицы картины, галеристки Леа Бонди Ярай (австрийской еврейки, у которой картина выбыла из владения по неясным обстоятельствам во время нацистского режима), был подан иск. Несмотря на то что американские суды подтвердили наличие иммунитета на данное полотно, они в то же время признали Портрет Валли имуществом жертвы холокоста, незаконно изъятым из владения, а значит, краденым. Закон об иммунитете не может охранять ввезенные в США краденые вещи, такие случаи регулируются другими, уголовно-правовыми нормами. Портрет Валли был арестован; лишь после 12-летней тяжбы стороны пришли к мировому соглашению, согласно которому Музей Леопольда выплатил $19 млн наследникам, и картина вернулась обратно в экспозицию.

В случае с иском 37 наследников Казимира Малевича к городу Амстердаму о незаконном владении картинами художника американский суд признал иммунитет всех 14 полотен мастера, находившихся на временных выставках в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и в Коллекции Менила в Хьюстоне в 2003–2004 годах, и картины благополучно вернулись в Стеделейк-музей. Однако временного пребывания на территории США было достаточно, чтобы иск об истребовании права собственности на картины был принят к рассмотрению американским судом. После продолжительной и дорогостоящей тяжбы стороны пришли к мировому соглашению, согласно которому наследники получили пять картин своего великого предка, одна из которых была продана на аукционе в 2008 году за $60 млн, а другая прошедшим летом — за £21,4 млн. Третью, кстати, Sotheby’s будет продавать в ближайшем ноябре с эcтимейтом $35–45 млн.

В европейской законодательной практике закон об иммунитете культурных ценностей, находящихся на временных выставках, впервые был принят во Франции в 1994 году. Поводом послужила все та же тяжба по иску дочери Сергея Щукина Ирины Щукиной-Келлер. Иск был предъявлен в отношении полотен Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажа, находящихся на выставке в Центре Помпиду. Суд в иске отказал со ссылкой на принцип судебного иммунитета государства и его собственности, а законодатель Франции оперативно отреагировал на данное дело принятием закона о мерах по обеспечению неприкосновенности от требований о наложении ареста в отношении временно ввезенных культурных ценностей для проведения выставок.

Подобные законы ныне приняты в Австрии, Бельгии, Германии, Израиле, Ирландии, Швейцарии, в четырех провинциях Канады. В Великобритании приняли закон об иммунитете выставок в том числе из-за опасений России в отношении требований наследников Сергея Щукина. Выставка From Russia, включавшая множество полотен из коллекции Щукина, направлялась в Королевскую академию художеств. Российская сторона предъявила жесткие требования о необходимости принять надежный закон о защите зарубежных выставок от ареста по требованиям третьих лиц на территории Великобритании. Любопытно, что прецеденты в английском праве в отношении споров насчет реституции национализированного зарубежными странами имущества крайне противоположные. Например, в 1929 году княгине Ольге Палей было отказано в иске на ее национализированное имущество, которое она обнаружила во владении британского гражданина Вейца, купившего вещи у советского правительства. Отказ в иске был основан на принципе соблюдения суверенитета иностранного государства и его внутренних законов. В то же время английский суд признал иск о реституции национализированного имущества в государстве Йемен, когда предметом спора была нефть. В итоге британский парламент принял закон о защите выставок 31 декабря 2007 года, и From Russia прошла с большим успехом в Королевской академии художеств.

Культурные ценности могут также стать заложниками экономических споров, не имеющих никакого отношения к самим ценностям. Так произошло с предметами выставки из ГМИИ им. Пушкина в Швейцарии в 2005 году.

55 произведений знаменитых французских художников — от классиков ХVII века до Пикассо — были выставлены в художественной галерее швейцарского городка Мартиньи. Когда полотна уже погрузили на машины, чтобы отправить в Москву, появился судебный пристав и во исполнение иска фирмы Noga к России наложил на картины арест.

Noga требовала от России уплатить $680 млн на основании сделки, проведенной в начале 1990-х (продовольствие в обмен на нефть), Россия же полагала, что стороной по сделке является СССР, преемником обязанностей которого в этом случае РФ не является. Кто бы ни был прав в этом споре, заложниками конфронтации оказались бесценные полотна, арест был совершен в момент следования экспонатов в специально оборудованных автомобилях. В результате действий швейцарских властей по аресту экспонатов система вентиляции была отключена, и картины на некоторое время оказались под угрозой повреждения. Спустя 24 часа власти Швейцарии все-таки приняли решение о снятии ареста. Картины вернулись в Москву.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+