Чей Шиле — не решили

№53, май 2017
№53
Материал из газеты

Две работы художника, принадлежавшие погибшему в Дахау еврейскому артисту-комику, пытаются отсудить его наследники. Предыдущие аналогичные иски были отклонены

Акварель Эгона Шиле "Женщина, закрывшая лицо" (1912) стала предметом очередного судебного разбирательства / COURTESY OF RICHARD NAGY
Акварель Эгона Шиле "Женщина, закрывшая лицо" (1912) стала предметом очередного судебного разбирательства / COURTESY OF RICHARD NAGY

Наследники Фрица Грюнбаума, собрание которого насчитывало почти 500 работ, в том числе 81 акварель Эгона Шиле, требуют вернуть им «Женщину в черном фартуке» и «Женщину, закрывшую лицо» 1911 и 1912 годов. Общая стоимость работ, изъятых со стенда лондонского дилера Ричарда Нэги на ярмарке Salon + Design Fair в Нью-Йорке в 2015 году, оценивается примерно в $5 млн. Дело принимает интересный оборот в свете вступления в силу «Закона о реституции искусства, конфискованного во время холокоста», который устанавливает срок давности — шесть лет с момента обнаружения объекта до подачи иска с требованием его возвращения. Спор за эти акварели практически аналогичен многолетней тяжбе вокруг другого рисунка Шиле из собрания Грюнбаума, которую наследники проиграли, так как слишком поздно заявили о своих правах. Однако главный вопрос и тогда и сейчас другой: действительно ли Грюнбаумы отдали коллекцию нацистам по принуждению?

В 1930-е годы рисунки Шиле принадлежали Фрицу Грюнбауму, артисту кабаре в Вене, который в своих скетчах высмеивал нацистов. В 1938 году, вскоре после захвата Австрии нацистской Германией, Грюнбаума отправили в концлагерь. Тщетно пытаясь выторговать разрешение на выезд из страны для себя и мужа, его жена Элизабет подписала все документы, передав имущество нацистам. Скончался Грюнбаум в Дахау в январе 1941 года. Его супруга была выслана и через год умерла в лагере под Минском. Собрание неожиданно объявилось в 1956 году в Швейцарии на аукционе Eberhard Kornfeld. Тогда на торги было выставлено около 50 работ, владелицей которых, по документам, являлась Матильда Лукаш, сестра Элизабет. Информации о том, где коллекция находилась между 1942 и 1956 годом, практически нет. Многие считают, что она была не конфискована, а спрятана во время войны и уже после попала к Лукаш и ее мужу.

Адвокат Раймонд Дауд, представляющий интересы наследников Грюнбаума, после вступившего в силу «Закона о реституции искусства» надеется, что дело решится в пользу его клиентов. Дауд также пообещал предоставить некие «бесспорные доказательства» изъятия коллекции нацистами. Нэги, в свою очередь, отмечает, что клиенты Дауда уже проиграли в двух арбитражных судах в Австрии и в Федеральном суде в Нью-Йорке. Скептически настроен и Роберт Хольцбауэр, занимавшийся провенансом работ в Фонде Рудольфа Леопольда в Вене. Он сомневается в том, что действительно появились новые свидетельства, и напоминает, что иски с требованием вернуть работы Грюнбаума подавались против Музея Леопольда в 2010 году и Альбертины в 2015 году, однако в обоих случаях были отклонены.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+