18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Китайский Серебряный век в Москве

№62
Материал из газеты

Более 150 ценнейших произведений декоративно-прикладного искусства эпохи Мин, предпоследней императорской династии Поднебесной, привезут из знаменитого Шанхайского музея, чтобы показать в Музеях Московского Кремля

Справка

Шанхайский музей
Музей древнего искусства Китая

Музей был основан в 1952 году и первоначально располагался в бывшем здании клуба Шанхайского ипподрома, а спустя семь лет переехал в здание бывшего банка. В 1992 году городское управление Шанхая выделило участок земли в самом центре города, на Народной площади. Местный архитектор Синг Тонг спроектировал здание в форме дина — древнего бронзового ритуального сосуда-треножника, образец которого хранится в экспозиции музея. Строительство началось в 1993 году, а 12 октября 1996 года новое здание уже было открыто для публики. Этот уникальный пяти­этажный (плюс два подземных уровня) комплекс высотой 29,5 м имеет общую площадь 39,2 тыс. кв. м. Музей обладает коллекцией из более чем 120 тыс. экспонатов, включая бронзу, керамику, листы каллиграфии, мебель, изделия из нефрита, древние монеты, ширмы, печати, скульптуры, миниатюры и предметы искусства этнических меньшинств (в галерее меньшинств представлены образцы более 700 ремесел). Музей состоит из 11 галерей и 3 выставочных залов. Часть экспонатов считается предметами искусства государственной важности, как, например, одно из трех сохранившихся «прозрачных» бронзовых зеркал династии Хань, чей возраст составляет около 2 тыс. лет.

Еще…

Продолжая многолетний цикл показов сокровищ императорских, царских и королевских дворов мира, Музеи Московского Кремля на этот раз обратили свой взгляд на Восток, а точнее, предложили посмотреть на искусство предпоследней императорской династии Поднебесной — династии Мин (1368–1644). В этом деле Московскому Кремлю помогла одна из главных культурных сокровищниц Китая — Шанхайский музей, который прислал на выставку более 150 экспонатов из своего богатейшего собрания. 

Эпоха сияющей культуры — это понятие, кстати, дважды звучит в названии выставки, поскольку «мин», собственно, и означает «сияющая», — наступила после того, как померкла предыдущая династия, монгольская Юань (1271–1368). Падению империи потомков Чингисхана способствовали не только известное восстание Красных повязок (1351–1368) и деятельность мятежного братства Белого лотоса, но и само хищническое правление монгольских властителей, запустивших и сельское хозяйство страны, и всякого рода ученость и художественность.

Восстанавливать культурный ландшафт «новым китайцам» пришлось с оглядкой на славное прошлое — на достижения мастеров золотых для Китая периодов Тан (618–907) и Сун (960–1279). В первые десятилетия XV века была восстановлена придворная академия живописи, сложился круг «приверженцев древней литературы», в начале XVII века вышел пятый великий роман Китая «Цветы сливы в золотой вазе», в Пекине в постмонгольское время возобновилось издание газеты, появились объемные словари и энциклопедии, без знания которых ни один функционер-неоконфуцианец не смог бы сдать экзамен на следующий по иерархии чин. Отсюда же пошло почитание всего, что связано с ученостью и письмом. Это касалось и изысканных тушечниц из нефрита, и бронзовых сосудов для разведения туши, и костяных подставок для кистей, а также кабинетов, обставленных изящной мебелью из драгоценных пород дерева (как, например, включенное в выставку забавное кресло в форме шапки чиновника, выполненное из железного дерева), словно предвосхищавшей европейское ар-деко. 

Живописцы придворных школ эпохи Мин ориентировались на образцы прошедших времен. Дун Цичан, государственный деятель рубежа XVI–XVII веков, бывший также художником и каллиграфом, с прямотой выразил ретроспективный дух искусства своего времени, написав наставление: «В живописи главное — знакомое. Изображая просторы, нужно подражать Чжао Даняню, для гор и обрывов моделью должен служить Цзян Гуандао. Для общего контура пользуйся способом „растрепанной конопли“ Дун Юаня или стилем точек пейзажей Сяо Сяна. За контуром дерева обратись к Дун Юаню и Чжао Мэнфу. Так как Ли Чэн писал иногда в блеклых зеленых и синих тонах, а иногда простой тушью, ему можно подражать в обоих стилях». То есть для художников стало обязательным умение писать в разных манерах с использованием приемов любого из перечисленных мастеров прошлого. Впрочем, и среди традиционалистов было немало таких талантливых живописцев, как Вэнь Божэнь (в экспозицию будет включен его «Снежный пейзаж»).

В то же время не столь скованными канонами чувствовали себя художники южных школ, например в Сучжоу и провинции Чжэцзян. Порой считавшиеся дилетантами, они были более свободны в выборе тем и образов. В числе лучших из них — У Вэй, писавший мягкие, как бы пропитанные туманами пейзажи, воспроизводящие манеру сунского художника Ся Гуя, мастер спонтанной экспрессивной живописи лирик Сюй Вэй (его работа «Пион, листья банана и камни» будет на выставке), Вэнь Чжэнмин и другие. 

Утонченное искусство «сияющей» династии располагало к коллекционированию. Любители изящного собирали, помимо древностей, шкатулки и сосуды, выполненные в новых техниках резного лака и перегородчатой эмали. 

Эпоха Мин стала вершиной в развитии искусства фарфора нового времени. Его начали поставлять в страны Европы (изготавливались специальные экспортные «парадные» варианты керамики, соответствовавшие вкусам европейцев), прежде всего в Голландию. Центрами изготовления фарфора были фабрики юга страны — Цзиндэчженя и Дэхуа. Там наладили производство изделий, украшенных свинцовыми глазурями трех цветов («саньцай») или подглазурной синей росписью, которую потом покрывала надглазурная роспись зеленым, желтым и красным («доуцай» — стиль «борьбы цветов»). Известнейшим мастером этого периода был Хэ Чаоцзун, прославивишийся изготовлением белых фарфоровых статуэток. В целом производство «белого золота» отличалось большим разнообразием.

С использованием техники поливной глазури был выполнен набор статуэток «Почетный эскорт». Вереница из 66 фарфоровых фигурок, изображающих конных и пеших воинов, ученых, сановников, чиновников и музыкантов, была обнаружена в одном из захоронений некоей персоны, предположительно имевшей отношение к императорской фамилии. Миниатюрная кавалькада, бывшая атрибутом заупокойного культа, станет на выставке «Династия Мин» свое­образным социальным и культурным лексиконом эпохи. 

Музеи Московского Кремля
Династия Мин: сияние учености
17 апреля – 25 июля

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса
Эрмитаж посвятил большую выставку мастеру натюрморта, его коллегам-современникам и последователям: 70 произведений 30 художников из собственного собрания, из ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музея Академии художеств и из частных коллекций
26.06.2024
Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
6
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
7
Тысячелетие Суздаля отмечают выставкой «Русский феникс»
Музеи Московского Кремля и Владимиро-Суздальский музей-заповедник объединились в стенах кремля суздальского, чтобы показать главные шедевры за 1000-летнюю историю Суздаля
25.06.2024
Тысячелетие Суздаля отмечают выставкой «Русский феникс»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+