18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ирина Горбатова: «Династия Мин — эпоха, когда интеллектуальная жизнь становится идеалом существования»

Куратор Ирина Горбатова рассказала о выставке «Династия Мин: сияние учености», на которой можно увидеть не только драгоценный императорский фарфор, но и китайского ван Гога

Куратор выставки «Династия Мин: сияние учености», заведущая сектором русского художественного металла XVIII–XX веков отдела «Оружейная палата» Ирина Горбатова. Фото: Музеи Московского Кремля
Куратор выставки «Династия Мин: сияние учености», заведущая сектором русского художественного металла XVIII–XX веков отдела «Оружейная палата» Ирина Горбатова.
Фото: Музеи Московского Кремля

Эпоха династии Мин (1368–1644) была уникальным явлением или в истории Европы и России были похожие по духу периоды?

Это действительно уникальное явление, и я взяла бы на себя смелость сказать, что оно было чисто китайским. Это эпоха, когда интеллектуальная жизнь становится идеалом существования. Эпоха, когда стремление быть образованными людьми, причем не просто уметь читать и писать, а действительно глубоко знать, понимать и иметь собственные философские идеи, становится всеобщим поветрием.

Статуэтка «Женщина с младенцем». Династия Мин (1368–1644). Слоновая кость. Фото: Shanghai Museum
Статуэтка «Женщина с младенцем». Династия Мин (1368–1644). Слоновая кость.
Фото: Shanghai Museum

Можно ли сравнить эту эпоху с эпохой Просвещения?

Европейское Просвещение касалось очень узкого круга людей. В Китае же интеллектуалами становятся почти все, кроме, может быть, крестьян. Но, например, ремесленники такую возможность имели, как и купцы, которые не просто сидели и считали прибыли, но и создавали великолепные коллекции, как наши меценаты конца XIX — начала XX века. В Китае коллекционировали древности и поддерживали современных себе художников, там были свои Третьяковы и Мамонтовы среди купечества. Об аристократических кругах можно даже не говорить: у этих людей по определению было больше возможностей.

Медальон для парадной накидки. Династия Мин (1368–1644). Серебро. Фото: Shanghai Museum
Медальон для парадной накидки. Династия Мин (1368–1644). Серебро.
Фото: Shanghai Museum

На выставке будет реконструирован кабинет интеллектуала. Как он выглядел тогда?

Это очень элегантный и сдержанный интерьер, в нем находилось не так уж много мебели, поскольку все-таки человек здесь предавался интеллектуальному труду. На выставке будет столик, за которым занимались каллиграфией, очень красивое кресло в виде шапки чиновника с характерной формой спинки и подлокотников. Покажем и столик для курильниц, поскольку благовония играли очень большую роль в Китае, и этажерку для хранения рукописей и свитков. К мебели, разумеется, прилагаются предметы, которыми ученый пользовался во время своих занятий. Четыре сокровища кабинета: бумага, тушь, тушечница и кисть — все, что нужно человеку, чтобы нарисовать картину, написать трактат или стихотворение. Хозяина кабинета окружали живопись, фарфор, непременным атрибутом был музыкальный инструмент — цинь, китайская цитра, причем, даже если человек сам на ней играть не умел, в кабинете он ее обязательно держал, для того чтобы подчеркнуть свои интеллектуальные устремления и интересы.

Шпилька «Фэнсинь». Династия Мин (1368–1644). Золото. Фото: Shanghai Museum
Шпилька «Фэнсинь». Династия Мин (1368–1644). Золото.
Фото: Shanghai Museum

А что наиболее ценное мы увидим в Москве?

Эти вещи никогда не показывали в нашей стране. Один из топовых экспонатов нашей выставки за пределы Китая вывозился только раз — это комплект фигур почетного эскорта из гробницы, масштабное произведение из 66 предметов. Все они выполнены качественно и эффектно, притом что это скульптуры довольно крупного размера — около 30 см в высоту.

Известно ли происхождение комплекта?

Информации о том, как эта композиция попала в музей, у нас нет. Атрибуция менялась. Довольно долго ее относили к концу XVI — началу XVII века, но специалист, который занимался ею в последнее время, провел серьезное исследование относительно костюма, доспехов изображенных воинов и пришел к выводу, что эти элементы использовались только в XV столетии. Если бы было известно, кто именно был погребен вместе с фигурками, было бы проще установить время. Но такого уровня вещи существуют только в двух или трех экземплярах и относятся к гробницам членов императорской семьи. Вполне возможно, что эти предметы происходят из подобной гробницы.

Cосуд для наливания воды в тушечницу. Династия Мин (1368–1644). Нефрит. Фото: Shanghai Museum
Cосуд для наливания воды в тушечницу. Династия Мин (1368–1644). Нефрит.
Фото: Shanghai Museum

Пожалуй, с китайским искусством в первую очередь ассоциируется фарфор. Чем был отмечен тот период?

Тогда с фарфором происходило все самое лучшее, что с ним могло произойти: именно в тот период он достигает своей вершины — и технической, и художественной. В императорских мастерских марка в буквальном смысле держалась на высочайшем уровне: вещи, которые оказывались недостаточно хороши, просто уничтожались.

Статуэтка «Бог долголетия». Династия Мин (1368–1644). Слоновая кость. Фото: Shanghai Museum
Статуэтка «Бог долголетия». Династия Мин (1368–1644). Слоновая кость.
Фото: Shanghai Museum

Существует довольно популярная легенда о том, что в Европу из Китая экспортировали худший фарфор. Имеет ли она под собой реальные основания?

Это не совсем легенда, но дело тут не в качестве, а в статусе. Фарфор императорской мануфактуры — именно он будет показан на выставке — не только не поступал за границу, его никто не мог приобрести даже в самом Китае. Это была собственность императора, и по особой милости он мог что-то подарить кому-нибудь из приближенных или отправить в качестве дара соседнему правителю, не более того. Эти вещи в Европу попадали гораздо позднее — в конце XIX и в XX веке, когда в Китае происходили серьезные катаклизмы на государственном уровне.

Однако именно при династии Мин Китай начинает торговлю с Европой, которая буквально сходила с ума, коллекционирование фарфора там носило характер настоящей мании, в хорошем смысле слова. В этот момент в Китае расцветают частные мастерские, поскольку спрос очень велик и торговля идет бурная. Это производство по качеству материала серьезно уступало императорской мануфактуре, хотя по сюжетному наполнению, по формам было более интересным, потому что каждый хотел выделиться и стать известным. Поэтому нельзя сказать, что этот фарфор был хуже, он был просто немного другой.

Чаша на высокой ножке. Цзиндэчжэнь.  Династия Мин, период Сюаньдэ (1426–1435).Фарфор. Фото: Shanghai Museum
Чаша на высокой ножке. Цзиндэчжэнь.  Династия Мин, период Сюаньдэ (1426–1435).Фарфор.
Фото: Shanghai Museum

А что отличало именно императорский фарфор?

Это очень визуальное искусство. Появляются, например, новые красители, изобретается надглазурная роспись. В то время в Китае начинают делать потрясающей красоты цветные глазури. Это искусство при династии Мин появилось и при ней же погибло. Почему — объяснить трудно. Никто не мог восстановить эти глазури, за исключением красной. Все эксперименты и в Европе, и в самом Китае потерпели крах.

Фигура человека на льве. Цзиндэчжэнь. Династия Мин, период Ваньли (1573–1620). Фарфор. Фото: Shanghai Museum
Фигура человека на льве. Цзиндэчжэнь. Династия Мин, период Ваньли (1573–1620). Фарфор.
Фото: Shanghai Museum

Будет ли живопись сопровождать предметы декоративно-прикладного искусства на выставке?

Да, две картины выдающихся художников минской эпохи — Вэнь Божэня и Сюй Вэя. Это художники двух разных направлений. Вэнь Божэнь — мастер традиционной живописи в стиле «горы — воды». Это пейзаж, в основном горный, с потоками, озерцами, обычно снежный. Он изображал идеальный мир, которого хотели достичь многие ученые династии Мин: уединение в окружении природы, покой и умиротворение вдали от мирской суеты, погружение в себя. Что касается Сюй Вэя, то это художник чрезвычайно экспрессивный, и этим он выделялся из всех мастеров своего времени. Он основоположник очень «импрессионистической» живописи, работал буквально одним взмахом кисти и создавал потрясающие, очень эмоциональные образы.

Курильница в форме утки. Цзиндэчжэнь. Династия Мин, период  Чэнхуа (1465–1487). Фарфор. Фото: Shanghai Museum
Курильница в форме утки. Цзиндэчжэнь. Династия Мин, период  Чэнхуа (1465–1487). Фарфор.
Фото: Shanghai Museum

Был ли он при этом успешен?

Поклонников у Сюй Вэя было более чем достаточно, он отнюдь не был несчастным аутсайдером, который обрел известность после смерти, как многие художники-новаторы. Китайцы любят сравнивать его с ван Гогом, но и по характеру живописи, и по новаторству, и по человеческой натуре он больше похож на Караваджо.

Музеи Московского Кремля, выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы

Династия Мин: сияние учености

С 17 апреля по 25 июля

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+