18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Ирина Горбатова: «Династия Мин — эпоха, когда интеллектуальная жизнь становится идеалом существования»

Куратор Ирина Горбатова рассказала о выставке «Династия Мин: сияние учености», на которой можно увидеть не только драгоценный императорский фарфор, но и китайского ван Гога

Эпоха династии Мин (1368–1644) была уникальным явлением или в истории Европы и России были похожие по духу периоды?

Это действительно уникальное явление, и я взяла бы на себя смелость сказать, что оно было чисто китайским. Это эпоха, когда интеллектуальная жизнь становится идеалом существования. Эпоха, когда стремление быть образованными людьми, причем не просто уметь читать и писать, а действительно глубоко знать, понимать и иметь собственные философские идеи, становится всеобщим поветрием.

Можно ли сравнить эту эпоху с эпохой Просвещения?

Европейское Просвещение касалось очень узкого круга людей. В Китае же интеллектуалами становятся почти все, кроме, может быть, крестьян. Но, например, ремесленники такую возможность имели, как и купцы, которые не просто сидели и считали прибыли, но и создавали великолепные коллекции, как наши меценаты конца XIX — начала XX века. В Китае коллекционировали древности и поддерживали современных себе художников, там были свои Третьяковы и Мамонтовы среди купечества. Об аристократических кругах можно даже не говорить: у этих людей по определению было больше возможностей.

На выставке будет реконструирован кабинет интеллектуала. Как он выглядел тогда?

Это очень элегантный и сдержанный интерьер, в нем находилось не так уж много мебели, поскольку все-таки человек здесь предавался интеллектуальному труду. На выставке будет столик, за которым занимались каллиграфией, очень красивое кресло в виде шапки чиновника с характерной формой спинки и подлокотников. Покажем и столик для курильниц, поскольку благовония играли очень большую роль в Китае, и этажерку для хранения рукописей и свитков. К мебели, разумеется, прилагаются предметы, которыми ученый пользовался во время своих занятий. Четыре сокровища кабинета: бумага, тушь, тушечница и кисть — все, что нужно человеку, чтобы нарисовать картину, написать трактат или стихотворение. Хозяина кабинета окружали живопись, фарфор, непременным атрибутом был музыкальный инструмент — цинь, китайская цитра, причем, даже если человек сам на ней играть не умел, в кабинете он ее обязательно держал, для того чтобы подчеркнуть свои интеллектуальные устремления и интересы.

А что наиболее ценное мы увидим в Москве?

Эти вещи никогда не показывали в нашей стране. Один из топовых экспонатов нашей выставки за пределы Китая вывозился только раз — это комплект фигур почетного эскорта из гробницы, масштабное произведение из 66 предметов. Все они выполнены качественно и эффектно, притом что это скульптуры довольно крупного размера — около 30 см в высоту.

Известно ли происхождение комплекта?

Информации о том, как эта композиция попала в музей, у нас нет. Атрибуция менялась. Довольно долго ее относили к концу XVI — началу XVII века, но специалист, который занимался ею в последнее время, провел серьезное исследование относительно костюма, доспехов изображенных воинов и пришел к выводу, что эти элементы использовались только в XV столетии. Если бы было известно, кто именно был погребен вместе с фигурками, было бы проще установить время. Но такого уровня вещи существуют только в двух или трех экземплярах и относятся к гробницам членов императорской семьи. Вполне возможно, что эти предметы происходят из подобной гробницы.

Пожалуй, с китайским искусством в первую очередь ассоциируется фарфор. Чем был отмечен тот период?

Тогда с фарфором происходило все самое лучшее, что с ним могло произойти: именно в тот период он достигает своей вершины — и технической, и художественной. В императорских мастерских марка в буквальном смысле держалась на высочайшем уровне: вещи, которые оказывались недостаточно хороши, просто уничтожались.

Существует довольно популярная легенда о том, что в Европу из Китая экспортировали худший фарфор. Имеет ли она под собой реальные основания?

Это не совсем легенда, но дело тут не в качестве, а в статусе. Фарфор императорской мануфактуры — именно он будет показан на выставке — не только не поступал за границу, его никто не мог приобрести даже в самом Китае. Это была собственность императора, и по особой милости он мог что-то подарить кому-нибудь из приближенных или отправить в качестве дара соседнему правителю, не более того. Эти вещи в Европу попадали гораздо позднее — в конце XIX и в XX веке, когда в Китае происходили серьезные катаклизмы на государственном уровне.

Однако именно при династии Мин Китай начинает торговлю с Европой, которая буквально сходила с ума, коллекционирование фарфора там носило характер настоящей мании, в хорошем смысле слова. В этот момент в Китае расцветают частные мастерские, поскольку спрос очень велик и торговля идет бурная. Это производство по качеству материала серьезно уступало императорской мануфактуре, хотя по сюжетному наполнению, по формам было более интересным, потому что каждый хотел выделиться и стать известным. Поэтому нельзя сказать, что этот фарфор был хуже, он был просто немного другой.

А что отличало именно императорский фарфор?

Это очень визуальное искусство. Появляются, например, новые красители, изобретается надглазурная роспись. В то время в Китае начинают делать потрясающей красоты цветные глазури. Это искусство при династии Мин появилось и при ней же погибло. Почему — объяснить трудно. Никто не мог восстановить эти глазури, за исключением красной. Все эксперименты и в Европе, и в самом Китае потерпели крах.

Будет ли живопись сопровождать предметы декоративно-прикладного искусства на выставке?

Да, две картины выдающихся художников минской эпохи — Вэнь Божэня и Сюй Вэя. Это художники двух разных направлений. Вэнь Божэнь — мастер традиционной живописи в стиле «горы — воды». Это пейзаж, в основном горный, с потоками, озерцами, обычно снежный. Он изображал идеальный мир, которого хотели достичь многие ученые династии Мин: уединение в окружении природы, покой и умиротворение вдали от мирской суеты, погружение в себя. Что касается Сюй Вэя, то это художник чрезвычайно экспрессивный, и этим он выделялся из всех мастеров своего времени. Он основоположник очень «импрессионистической» живописи, работал буквально одним взмахом кисти и создавал потрясающие, очень эмоциональные образы.

Был ли он при этом успешен?

Поклонников у Сюй Вэя было более чем достаточно, он отнюдь не был несчастным аутсайдером, который обрел известность после смерти, как многие художники-новаторы. Китайцы любят сравнивать его с ван Гогом, но и по характеру живописи, и по новаторству, и по человеческой натуре он больше похож на Караваджо.

Музеи Московского Кремля, выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы

Династия Мин: сияние учености

С 17 апреля по 25 июля

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
4
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+