18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Теоретические переживания Льва Юдина

№62
Материал из газеты

Дневники и переписка незаурядного художника, аналитика и ученика Малевича впервые опубликованы полностью

Толстое — 902 страницы — издание дневниковых записей и переписки художника Льва Юдина является результатом образцового научного исследования. Ирина Карасик, один из авторитетных специалистов по русскому авангарду, опубликовала наследие художника с подробнейшими комментариями и уточнениями. Пояснительных текстов, набранных мелким шрифтом, в книге, похоже, больше, чем собственно документов, а написанные публикатором две короткие вступительные статьи очень емко и точно представляют непростой характер Юдина и его разнообразные художнические поиски.

«Мне так хочется быть хоть мельчайшей звездочкой в НЕБЕ, чем важным звездочетом на башне. Ковылять своим маленьким путем, чем следить пути великих», — этой цитатой из письма (предположительно 1926 года) Юдина близким друзьям Константину Рождественскому и Анне Лепорской начинается книга. Однако вошел в историю русского искусства Лев Юдин прежде всего как ученик великого — Казимира Малевича, то есть остался звездочетом, хотя и его собственные художественные достижения тоже отмечены звездочкой.

Жизнь его была коротка: Юдин погиб на фронте в первом же своем бою, когда ему только исполнилось 38 лет. Но, как пишет Карасик, «успел вырасти в самостоятельного, глубокого и разностороннего мастера». Часть его работ утеряна, осталось немного картин и графики, в том числе книжной и журнальной (прежде всего связанной с обэриутами). Все это воспроизведено в издании, а дневниковые записи — факсимильно, с многочисленными эскизами и зарисовками. Так что дневники и письма, полные размышлений о характере и задачах искусства — общего и собственного, погружают читающего именно во внутренний мир художника, в его переживания, а не в холодное теоретизирование и умственный анализ, хотя по складу ума и характера он был именно теоретиком и аналитиком.

Записи Юдина полны отчаяния и недовольства собой. «Вечер. Работал. Ничего не выходит. Пока только четыре рисунка старых меня удовлетворяют. После них все вещи слабы, необдуманны, пусты и ничтожны» (запись 1921 года). «Почему я не могу сделать просто того, что хочется. Запутался в тайнах живописи» (1932 год). «Как бы то ни было, я уверен, что так писать (беспорядочно), как я писал, дальше невозможно» (1937 год). Депрессивных записей много, но много и их противоядия, порывов вырваться из тупика: попробовать новое; писать «затаив дыхание, с отчаянием и удовольствием»; если что-то не получилось, «будем искать дальше»; находить поддержку у классиков («Как ни странно, в какой-то мере мысль о Сурикове заставляет писать грубее, шире, прямее»); восхищаться современниками («Клее молодец». «Макс Эрнст. Что ни говори, а это молодцы ребята»).

Но главный герой Юдина, его первый учитель и кумир — Казимир Малевич. Именно относящиеся к нему записи уже публиковались в различных изданиях. «Дневники взрослого Юдина запечатлели идеи и художественные пристрастия Малевича, манеру его речи, специфику аналитической аргументации», — пишет Ирина Карасик. Естественно, ценность его свидетельств велика, и не только «взрослых», но и юношеских. Юдин стал учеником Малевича в 17 лет в Витебске. На групповых фотографиях членов Уновиса он смотрится лопоухим мальчиком среди молодых, но уже взрослых людей. Вслед за учителем Юдин уехал в Петроград, учился во Вхутемасе, ассистировал Малеви­чу в Гинхуке и, хотя потом ушел от супрематизма, по-человечески оставался верен ему всю жизнь.

Книга Льва Юдина «Сказать свое…» вышла в издательстве «Русский авангард» тиражом 500 экземпляров. Она рассчитана прежде всего на исследователей, для них составлены многочисленные примечания, но это открытая для всех книга. Она не дает картину времени, но показывает пример, как можно жить искусством, если относиться к нему осознанно. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+