18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Британский эксперт усомнился в авторстве эрмитажного Леонардо

Мартин Кемп считает, что «Мадонна Литта» принадлежит кисти Больтраффио, ученика мастера. В Государственном Эрмитаже уверены в авторстве Леонардо да Винчи

Один из ведущих исследователей творчества Леонардо да Винчи Мартин Кемп заявил, что лондонская Национальная галерея не прислушалась к мнению своих кураторов и выставила на выставке-блокбастере 2011–2012 годов «Леонардо да Винчи. Художник при миланском дворе» предоставленную Государственным Эрмитажем «Мадонну Литта» как оригинал мастера, а не работу его ученика.

Как объясняет Кемп в интервью для приложения The Art Newspaper Weekly, посвященном его новой книге Living with Leonardo («Жизнь с Леонардо»), которая должна увидеть свет 1 мая в издательстве Thames & Hudson, почти все специалисты считают, что «Мадонна Литта» «основана на эскизе Леонардо... но фактическое исполнение — мастерская… это Больтраффио». Эрмитаж, однако, «хочет, чтобы это все-таки был Леонардо».

Кемп, почетный профессор Оксфордского университета, говорит, что в 2011 году «Мадонна Литта» понадобилась Национальной галерее для выставки, «и условия ее получения заключались в том, что описывать ее в каталоге будет Татьяна Кустодиева». Таким образом, Татьяна Кустодиева, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, была единственным специалистом из всех музеев, предоставивших работы на выставку, кто поучаствовал в лондонском каталоге. Кустодиева описала «Мадонну Литта» как работу Леонардо, датированную 1491–1495 годом. По словам Мартина Кемпа, вместо того, чтобы серьезно отнестись к другим возможным атрибуциям, она заявила, что есть «неопровержимые доказательства» руки мастера. 

В предисловии к соответствующему разделу каталога куратор Национальной галереи Люк Сайсон (сейчас работает в Метрополитен-музее в Нью-Йорке) признал, что относительно «Мадонны Литта» есть разные мнения и многие искусствоведы считают ее «продуктом мастерской», вероятно, произведением кисти Джованни Больтраффио. Однако Сайсон избегал откровенно говорить о своем личном мнении.

Кемп заявил, что у него «вызывает беспокойство» то, что Национальная галерея своим именем подтверждает атрибуцию, которую, по-видимому, не поддерживают ее собственные кураторы. Он также заметил, что картина явно «озадачивала» посетителей, поскольку эскиз с драпировкой для «Мадонны Литта» был представлен на выставке как работа Больтраффио. Въедливые посетители могли бы спросить: «Почему Леонардо делает что-то, основанное на наброске своего ученика Больтраффио?»

Выставка Национальной галереи, в которую вошел и недавно проданный за рекордную цену «Спаситель мира», рассматривалась как важная для установления корпуса произведений Леонардо миланского периода. Она стала одной из самых популярных в истории музея, ее посетило 324 тыс. человек.

Национальная галерея и Люк Сайсон отказались комментировать заявления Кемпа.

Вместе с тем Татьяна Кустодиева сообщила The Art Newspaper Russia, что знакома с мнением Кемпа, но не согласна с ним. 

«Эрмитаж проводил достаточно экспертиз, достаточно исследований, и мы никому ничего дополнительно доказывать не собираемся. У нас опубликованы специальные издания, посвященные этим исследованиям, и меня, как и Эрмитаж в целом, не интересует мнение лондонского специалиста. Если он уверен в своей атрибуции, пусть докажет», — сказала она. 

В официальной информации о картине на сайте Государственного Эрмитажа сообщается, что авторство «Мадонны с младенцем» («Мадонны Литта») принадлежит Леонардо да Винчи, она была написана в Италии в середине 1490-х годов. 

«Картина исполнена, очевидно, в Милане, куда художник переехал в 1482 г. Она относится к числу произведений, появление которых ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве — утверждение стиля Высокого Возрождения. Прекрасная женщина, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Композиция картины лаконична и уравновешенна. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы тончайшей светотенью. В проемах симметричных окон открывается бескрайний горный пейзаж, напоминая о гармонии и грандиозности мироздания. Картина поступила в 1865 г. из миланского собрания герцога Антонио Литта, с именем которого связано ее второе название. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре».

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
6
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
7
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+