Британский эксперт усомнился в авторстве эрмитажного Леонардо

Мартин Кемп считает, что «Мадонна Литта» принадлежит кисти Больтраффио, ученика мастера. В Государственном Эрмитаже уверены в авторстве Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (1452–1519). «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Литта»). Фото: Государственный Эрмитаж
Леонардо да Винчи (1452–1519). «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Литта»).
Фото: Государственный Эрмитаж

Один из ведущих исследователей творчества Леонардо да Винчи Мартин Кемп заявил, что лондонская Национальная галерея не прислушалась к мнению своих кураторов и выставила на выставке-блокбастере 2011–2012 годов «Леонардо да Винчи. Художник при миланском дворе» предоставленную Государственным Эрмитажем «Мадонну Литта» как оригинал мастера, а не работу его ученика.

Как объясняет Кемп в интервью для приложения The Art Newspaper Weekly, посвященном его новой книге Living with Leonardo («Жизнь с Леонардо»), которая должна увидеть свет 1 мая в издательстве Thames & Hudson, почти все специалисты считают, что «Мадонна Литта» «основана на эскизе Леонардо... но фактическое исполнение — мастерская… это Больтраффио». Эрмитаж, однако, «хочет, чтобы это все-таки был Леонардо».

Кемп, почетный профессор Оксфордского университета, говорит, что в 2011 году «Мадонна Литта» понадобилась Национальной галерее для выставки, «и условия ее получения заключались в том, что описывать ее в каталоге будет Татьяна Кустодиева». Таким образом, Татьяна Кустодиева, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, была единственным специалистом из всех музеев, предоставивших работы на выставку, кто поучаствовал в лондонском каталоге. Кустодиева описала «Мадонну Литта» как работу Леонардо, датированную 1491–1495 годом. По словам Мартина Кемпа, вместо того, чтобы серьезно отнестись к другим возможным атрибуциям, она заявила, что есть «неопровержимые доказательства» руки мастера. 

В предисловии к соответствующему разделу каталога куратор Национальной галереи Люк Сайсон (сейчас работает в Метрополитен-музее в Нью-Йорке) признал, что относительно «Мадонны Литта» есть разные мнения и многие искусствоведы считают ее «продуктом мастерской», вероятно, произведением кисти Джованни Больтраффио. Однако Сайсон избегал откровенно говорить о своем личном мнении.

Кемп заявил, что у него «вызывает беспокойство» то, что Национальная галерея своим именем подтверждает атрибуцию, которую, по-видимому, не поддерживают ее собственные кураторы. Он также заметил, что картина явно «озадачивала» посетителей, поскольку эскиз с драпировкой для «Мадонны Литта» был представлен на выставке как работа Больтраффио. Въедливые посетители могли бы спросить: «Почему Леонардо делает что-то, основанное на наброске своего ученика Больтраффио?»

Выставка Национальной галереи, в которую вошел и недавно проданный за рекордную цену «Спаситель мира», рассматривалась как важная для установления корпуса произведений Леонардо миланского периода. Она стала одной из самых популярных в истории музея, ее посетило 324 тыс. человек.

Национальная галерея и Люк Сайсон отказались комментировать заявления Кемпа.

Вместе с тем Татьяна Кустодиева сообщила The Art Newspaper Russia, что знакома с мнением Кемпа, но не согласна с ним. 

«Эрмитаж проводил достаточно экспертиз, достаточно исследований, и мы никому ничего дополнительно доказывать не собираемся. У нас опубликованы специальные издания, посвященные этим исследованиям, и меня, как и Эрмитаж в целом, не интересует мнение лондонского специалиста. Если он уверен в своей атрибуции, пусть докажет», — сказала она. 

В официальной информации о картине на сайте Государственного Эрмитажа сообщается, что авторство «Мадонны с младенцем» («Мадонны Литта») принадлежит Леонардо да Винчи, она была написана в Италии в середине 1490-х годов. 

«Картина исполнена, очевидно, в Милане, куда художник переехал в 1482 г. Она относится к числу произведений, появление которых ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве — утверждение стиля Высокого Возрождения. Прекрасная женщина, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Композиция картины лаконична и уравновешенна. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы тончайшей светотенью. В проемах симметричных окон открывается бескрайний горный пейзаж, напоминая о гармонии и грандиозности мироздания. Картина поступила в 1865 г. из миланского собрания герцога Антонио Литта, с именем которого связано ее второе название. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре».

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+