Билл Гейтс покажет рукопись Леонардо в Европе

Знаменитый Лестерский кодекс, принадлежащий основателю Microsoft, будет выставлен в Галерее Уффици во Флоренции

Билл Гейтс. Фото: Wikimedia Commons
Билл Гейтс.
Фото: Wikimedia Commons

Следующей осенью Билл Гейтс, бизнесмен и филантроп, самый богатый человек планеты (2009–2016, по версии журнала Forbes), временно передаст Лестерский кодекс, редчайшую тетрадь научных записей Леонардо да Винчи, для выставки во флорентийской Галерее Уффици. Основатель Microsoft приобрел рукопись, которая сотни лет принадлежала потомкам графа Лестера, за рекордную для манускриптов сумму $30,8 млн у Музея Хаммера в Лос-Анджелесе на аукционе Christie’s в 1994 году. Созданная между 1504 и 1508 годами 72-страничная рукопись содержит заметки и рисунки, исследующие природные явления, в том числе движение воды.

«Лестерский кодекс демонстрирует потрясающе широкое мышление Леонардо да Винчи и создан в наиболее продуктивный период его работы во Флоренции», — считает Паоло Галлуцци, директор Музея Галилея. Великий художник и конструктор постоянно обращается «к самой Флоренции, ее застройке и реке Арно, которая была когда-то одновременно источником благосостояния и угрозой для тех, кто жил на ее берегах», пишет Галлуцци. Согласно биографии Леонардо, написанной в 2017 году Уолтером Айзексоном, Леонардо изобрел очки для ныряния в воды Арно и изучения течения воды для того, чтобы перенаправить русло реки.

Лестерский кодекс Леонардо да Винчи. 1504–1508. Страница, изображающая огибающие препятствия потоки воды. Фото: Gallerie degli Uffizi
Лестерский кодекс Леонардо да Винчи. 1504–1508. Страница, изображающая огибающие препятствия потоки воды.
Фото: Gallerie degli Uffizi

Выставка «Лестерский кодекс Леонардо да Винчи. Вода как природный микроскоп» пройдет с 29 октября 2018 года до 20 января 2019 года, в преддверии годовщины смерти художника, скончавшегося 2 мая 1519-го. Выставка, которая готовится уже более двух лет, организована совместно Галереей Уффици и Музеем Галилея при поддержке фонда Fondazione CR Firenze. Так как самой рукописи касаться, естественно, нельзя, цифровые технологии помогут посетителям переворачивать страницы и читать перевод и интерпретации текстов, написанных Леонардо изобретенным им зеркальным письмом. В выставку также включены рисунки, сделанные художником в те же годы, из итальянских и международных коллекций.

Любые произведения Леонардо да Винчи неизменно привлекают максимум интереса (и денег). Более 400 тыс. посетителей пришли взглянуть на рукопись в 1982 году, когда она была показана под названием «Кодекс Хаммера» (по имени прежнего владельца) в палаццо Веккьо. Билл Гейтс неоднократно выставлял Лестерский кодекс в различных музеях мира, с 2003 года он демонстрируется в Музее искусств Сиэтла (США).

В Москве однажды показывали подобный, хотя и не столь знаменитый манускрипт Леонардо: Кодекс о полете птиц (1505–1507) из собрания Королевской библиотеки в Турине был включен в выставку «Пять веков итальянского рисунка» в ГМИИ им. Пушкина пять лет назад.

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
5
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
6
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+