18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Женское лицо Ватикана: Барбара Ятта подвела итоги первого года в должности директора

№61
Материал из газеты

Руководитель прославленных музеев, занимающих большую часть города-государства, рассказала об обстоятельствах своего назначения, интересе понтифика к современному искусству, а также о связанных с этим интересом планах

В мае 2016 года Барбару Ятту вызвал в свой римский особняк ее начальник — архиепископ Жан-Луи Брюгес, архивариус и библиотекарь Римской католической церкви. Он сказал, что получил письмо из Государственного секретариата Святого Престола, в котором сообщается, что Ятту выбрали новой главой Музеев Ватикана. Ей доверили руководство огромным комплексом художественных коллекций и архитектурных памятников, собиравшихся и создававшихся римскими папами на протяжении веков. Сюда входят памятники Античности и этрусские древности, картинная галерея, папские апартаменты, лоджии Рафаэля и, конечно, знаменитая Сикстинская капелла с росписями Микеланджело. Ради нового поста Ятте пришлось оставить Ватиканскую библиотеку, где она проработала около 20 лет, а с 2010 года возглавляла отдел гравюры. Причем, прежде чем сменить в должности директора музеев своего предшественника Антонио Паолуччи, она полгода должна была проработать его заместителем. Вот такие дела. «Услышав эту новость, я побледнела. Я была потрясена. Для меня это было как гром среди ясного неба», — вспоминает Ятта.

Не было ни долгого заполнения бумажек, ни даже официального собеседования. Ятту просто выбрали из шести кандидатов, предложенных председателем Папской комиссии по делам Государства-города Ватикан кардиналом Джузеппе Бертелло и генеральным секретарем монсеньором Фернандо Вергесом Альсагой. Ее кандидатуру сначала заочно одобрил папа Франциск, и вскоре назначение на этот пост женщины — впервые в истории Ватикана — стало свершившимся фактом. Официально в новую должность Барбара Ятта вступила 1 января 2017 года.

Управляются Музеи Ватикана, как ни странно, почти напрямую, сложных бюрократических цепочек здесь нет. Ятта подчиняется кардиналу Бертелло, а он, в свою очередь, докладывает непосредственно папе Франциску. Нет ни попечителей, ни управляющих советов директоров, ни комиссий.

Когда кому-то из музейных кураторов нужно приобрести произведение искусства, они обращаются к Ятте. Если экспонат очень дорогой, она спрашивает разрешения кардинала Бертелло. Но одобряет ли эти приобретения папа? По словам Ятты, иногда он участвует в принятии решений. «Недавно мы восстановили эпохальное произведение искусства в церкви Санта-Мария Маджоре», — говорит она. Это одна из трех папских базилик в Риме, которые находятся за пределами Ватикана, но управляются Святым Престолом и пользуются тем же статусом, что и иностранные посольства. «Этому проекту свое одобрение дал непосредственно папа», — сообщила Ятта.

Папская дипломатия

«Это музеи папы римского», — говорит Ятта. Они отражают приоритеты, интересы и политические амбиции понтифика. А папа Франциск известен как отличный дипломат, чья виртуозная внешняя политика привела к сближению с Китаем — после нескольких десятилетий разрыва. Дипломатические отношения испортились, в частности, из-за того, что в Поднебесной решили назначить собственных епископов, а Ватикан признал Тайвань независимым государством.

Папа считает, что искусство Музеев Ватикана должно служить «инструментом мира». Этот принцип лег в основу беспрецедентной инициативы, в рамках которой в марте параллельно открываются две перекрестные выставки. В Запретном городе в Пекине будет представлено около 40 китайских произведений из коллекции Ватикана, а в Музеях Ватикана покажут 40 работ из Китая. Барбара Ятта отказалась развить мысль о политической функции музеев, но отметила, что «полностью поддерживает» использование искусства в области культурной дипломатии. «Оно может и должно играть и эту роль», — говорит она.

А еще новый директор строит грандиозные планы относительно современного искусства. В Музеях Ватикана с 1970-х годов хранится коллекция произведений с религиозным содержанием, созданных послевоенными и современными авторами. Эти работы предполагается показать на выставке в более широком международном контексте, чего многие из них прежде никогда не удостаивались.

К 25-летию музея Энди Уорхола в американском Питтс­бурге Музеи Ватикана в 2019 году представят сов­местную выставку религиозных работ знаменитого поп-артиста, включая серию, вдохновленную «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи. Выставка пройдет сначала в спроектированном Джованни Лоренцо Бернини Braccio di Carlo Magno — флигеле Карла Великого площадью 1 тыс. кв. м на территории Ватикана, а затем в Соединенных Штатах. «Мы очень заинтересованы в изучении духовной стороны творчества этого художника, — говорит Ятта. — Для нас крайне важно выстроить отношения с современным искусством. Мы живем в мире образов, и церковь должна быть частью этого диалога».

Франциск I, папа римский
Музеи Ватикана должны стремиться к тому, чтобы стать еще прекраснее и гостеприимнее. Они должны охватывать новые формы искусства. Они должны открыть свои двери людям со всего мира и служить инструментом диалога между различными культурами и религиями, инструментом мира. И они должны быть живыми! Не пыльными хранилищами прошлого, доступными лишь немногим избранным... а активными [институциями], которые бережно хранят свои коллекции, чтобы сегодня они могли восхищать людей всего мира, начиная с самых обездоленных своих посетителей.
Из беседы папы Франциска I с журналистом Тицианой Лупи в книге «Моя идея искусства» (2015)

Многозадачность

Ятта не занимается финансовыми вопросами и бюджетами, поэтому она не смогла сказать, какая часть музейных расходов покрывается прибылью от продажи билетов и сувениров, а какие суммы непосредственно выделяются Ватиканом. «Многие проекты финансируются дружественными организациями в США и Европе» — это все, чего удалось добиться от директора.

По словам Ятты, самое трудное в ее новой работе — то, что теперь «в день надо решать сразу множество различных задач». Главная головная боль — 6 млн посетителей в год, подавляющее большинство которых рвутся сразу к Сикстинской капелле. Пока директор не собирается вводить ограничения на количество посетителей, однако планирует открыть второй вход в музеи, чтобы перенаправить потоки в менее популярные залы. Она курирует программу переподготовки около 350 гидов, чтобы побудить коллег показывать своим подопечным другие семь километров галерей и залов, а не просто вести их по проторенной тропе — «великолепной миле», то есть маршруту, ведущему от входа прямиком в Сикстинскую капеллу.

Толпы шумящих туристов, оставляемые ими грязь и мусор представляют собой другую проблему, о которой нельзя забывать. Защита произведений искусства от пыли — это гигантский, бесконечный труд. По словам директора, работы по очистке от пыли Сикстинской капеллы проводятся ежегодно. Около месяца по вечерам, после закрытия музеев, большая команда реставраторов кропотливо счищает пыль и грязь с фресок Микеланджело. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+