От Кунса до Кусамы: пять фильмов об искусстве на кинофестивале «Сандэнс»

Фестиваль независимого кино в Парк-Сити (Юта, США) представит документальные картины про покупательский бум на арт-рынке, жизнь самой дорогой в мире художницы и многое другое

«Цена всему» Натаниела Кана

Художник Ларри Пунс идет в свою студию в фильме «Цена всему» режиссера Натаниела Кана ©HBO Documentary Film
Художник Ларри Пунс идет в свою студию в фильме «Цена всему» режиссера Натаниела Кана ©HBO Documentary Film

Документальный фильм Натаниела Кана «Цена всему», представленный миру на кинофестивале «Сандэнс» (пройдет в Парк-Сити до 28 января), приобретен каналом HBO. Картина рассказывает о недавнем подъеме на арт-рынке и параллельно о карьере 80-летнего художника Ларри Пунса, который был забыт на долгие годы, пока цены на работы его коллег росли.

По ходу фильма Кан беседует с консультантом по искусству Эми Каппеллаццо, которая в настоящее время сотрудничает с Sotheby’s и хвастает результатами продаж. Режиссер также посещает учтивого чикагского коллекционера и филантропа Стефана Эдлиса, стены дома которого украшены самыми дорогими полотнами. Художник Джефф Кунс в просторной студии рассказывает Кану о новом гонораре в $25–30 млн, а молодая художница Нджидика Акуниили Кросби с беспокойством следит за продажей своей работы на аукционе.

«Искусство и деньги всегда шли рука об руку, — говорит бывший аукционист Симон де Пюри. — Очень важно, чтобы хорошее искусство стоило дорого. Сохранить можно только ценные вещи. На дешевые работы людям плевать».

Название фильма отсылает к известной фразе Дориана Грея: «В наше время люди всему знают цену, но понятия не имеют о подлинной ценности». Эта цитата, несмотря на дружеские разговоры в фильме, придает миру искусства оттенок мрачности. «Чтобы быть успешным коллекционером, глубоко внутри надо быть поверхностным. Надо быть всего лишь украшателем», — говорит Стефан Эдлис.

Фильм нельзя уличить в обвинениях кого-либо, но он рассказывает правду о подогретом спросе на арт-рынке. Режиссер, сын архитектора Луиса Кана, сближается с Ларри Пунсом, который давно живет в уединении в доме в лесу, и наблюдает, как его абстрактные работы начинают получать известность. Иногда упорство окупается.

«Кусама-бесконечность» Хетер Ленц

Художница Яёи Кусама в 1965 г. Фильм «Кусама-бесконечность» режиссера Хетер Ленц. Фото: Harrie Verstappe
Художница Яёи Кусама в 1965 г. Фильм «Кусама-бесконечность» режиссера Хетер Ленц.
Фото: Harrie Verstappe

Еще одна премьера кинофестиваля — биографический фильм «Кусама-бесконечность», рассказывающий о японской художнице, известной своими орнаментами в горошек, перформансами, а также многолетним пребыванием в психиатрической больнице.

Дебютный фильм Хетер Ленц показывает, как Яёи Кусама боролась за признание в юные годы (мать художницы даже принуждала ее оставить искусство и найти себе богатого мужа). В 1950-х Кусама переезжает в Нью-Йорк, который в то время был неприветлив по отношению к женщинам-художникам. Там она знакомится с Дональдом Джаддом, Евой Гессе, Энди Уорхолом (которого в итоге обвинила в краже своих идей), состоит в платонических отношениях с художником Джозефом Корнеллом — каждый день он пишет ей любовные письма. Одни критики хвалят ее работы, другие упрекают в саморекламе. Кусама пытается покончить с собой, выпрыгнув из окна своей студии. Чувствуя себя покинутой и одинокой, в 1973 году художница возвращается в Японию, однако даже родной город Мацумото не принимает ее. Снова помышляя о самоубийстве, она обращается в психиатрическую клинику. Позднее коллеги-художники поддерживают Кусаму, а в 1993 году ее персональная выставка проходит в японском павильоне на Венецианской биеннале.

Фильм Ленц опускает немало деталей из биографии Яёи Кусамы, делая упор на растущей популярности ее творчества в наши дни, подтвержденной аншлагом на выставках в Вашингтоне и Лос-Анджелесе. И все же эта картина, скорее всего, станет единственным фильмом, созданным при непосредственном участии 88-летней художницы.

«Округ Хейл этим утром, этим вечером» Рамелла Росса

Кадр из фильма «Округ Хейл этим утром, этим вечером» режиссера Рамелла Росса. Фото: Ross IDIOM Film
Кадр из фильма «Округ Хейл этим утром, этим вечером» режиссера Рамелла Росса.
Фото: Ross IDIOM Film

Фотограф и начинающий кинорежиссер Рамелл Росс представил дебютную работу «Округ Хейл этим утром, этим вечером». Росс, который сам когда-то был подававшим надежды баскетболистом, чья карьера прервалась из-за травмы, сперва встречался с героями своего фильма и их семьями как тренер, затем начал делать фотографии, а потом и видео. Полнометражный фильм Росса — то, что он отобрал из 1,3 тыс. часов видео.

Фильм показывает людей и атмосферу американского Юга, где бедные афроамериканцы составляют большинство населения. Рассказывая о жизни главных героев — двух молодых людей, Росс снимает школы, частные дома, церкви и баскетбольную площадку, а также бесконечные хлопковые поля и пустынные пространства.

Тягучее, порой мечтательно-грустное повествование складывается из сцен, настолько слабо связанных между собой, что округ Хейл выглядит как неоконченное, но многообещающее лирическое произведение. Кадры из фильма временами напоминают фотографии. Но в данном случае фотограф Росс говорит со зрителем через движущиеся изображения и, похоже, в будущем может стать автором еще более интересных работ.

«Поколение богатства» Лорен Гринфилд

Кадр из фильма «Поколение богатства» режиссера Лорен Гринфилд. Фото: Lauren Greenfield/INSTITUTE
Кадр из фильма «Поколение богатства» режиссера Лорен Гринфилд.
Фото: Lauren Greenfield/INSTITUTE

Фотографии легли в основу и документального фильма «Поколение богатства» режиссера Лорен Гринфилд, которая наблюдает за нелепостью жизни привилегированного класса, живущего в комфорте пригородов Лос-Анджелеса. Не декларируя этого явно, фильм стал сильным аргументом против очередного снижения налогов в США, которые позволят богатым стать еще богаче. Той же теме была посвящена выставка фотографий из проекта Гринфилд длиною в 25 лет, посвященного богатству и излишествам, недавно завершившаяся в Международном центре фотографии в Нью-Йорке.

«Американские животные» Барта Лейтона

Кадр из фильма «Американские животные» режиссера Барта Лейтона. Фото: Sundance Institute
Кадр из фильма «Американские животные» режиссера Барта Лейтона.
Фото: Sundance Institute

Наконец, в категории «фикшен-драма» представлен фильм «Американские животные». Его сюжет основан на провалившейся в 2004 году попытке украсть редкие рукописи Чарльза Дарвина и Джона Одюбона из Трансильванского университета в Кентукки. Вдохновленный такими классическими кинокартинами, как «Афера Томаса Крауна» и «Бешеные псы», фильм об ограблении рассказывает о четырех студентах, которые переоделись в пожилых людей, чтобы украсть книги и продать их на Christie’s. В процессе ограбления пятеро неудавшихся воришек избивают университетского библиотекаря, заработав по семь лет тюрьмы.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+