18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От Кунса до Кусамы: пять фильмов об искусстве на кинофестивале «Сандэнс»

Фестиваль независимого кино в Парк-Сити (Юта, США) представит документальные картины про покупательский бум на арт-рынке, жизнь самой дорогой в мире художницы и многое другое

«Цена всему» Натаниела Кана

Документальный фильм Натаниела Кана «Цена всему», представленный миру на кинофестивале «Сандэнс» (пройдет в Парк-Сити до 28 января), приобретен каналом HBO. Картина рассказывает о недавнем подъеме на арт-рынке и параллельно о карьере 80-летнего художника Ларри Пунса, который был забыт на долгие годы, пока цены на работы его коллег росли.

По ходу фильма Кан беседует с консультантом по искусству Эми Каппеллаццо, которая в настоящее время сотрудничает с Sotheby’s и хвастает результатами продаж. Режиссер также посещает учтивого чикагского коллекционера и филантропа Стефана Эдлиса, стены дома которого украшены самыми дорогими полотнами. Художник Джефф Кунс в просторной студии рассказывает Кану о новом гонораре в $25–30 млн, а молодая художница Нджидика Акуниили Кросби с беспокойством следит за продажей своей работы на аукционе.

«Искусство и деньги всегда шли рука об руку, — говорит бывший аукционист Симон де Пюри. — Очень важно, чтобы хорошее искусство стоило дорого. Сохранить можно только ценные вещи. На дешевые работы людям плевать».

Название фильма отсылает к известной фразе Дориана Грея: «В наше время люди всему знают цену, но понятия не имеют о подлинной ценности». Эта цитата, несмотря на дружеские разговоры в фильме, придает миру искусства оттенок мрачности. «Чтобы быть успешным коллекционером, глубоко внутри надо быть поверхностным. Надо быть всего лишь украшателем», — говорит Стефан Эдлис.

Фильм нельзя уличить в обвинениях кого-либо, но он рассказывает правду о подогретом спросе на арт-рынке. Режиссер, сын архитектора Луиса Кана, сближается с Ларри Пунсом, который давно живет в уединении в доме в лесу, и наблюдает, как его абстрактные работы начинают получать известность. Иногда упорство окупается.

«Кусама-бесконечность» Хетер Ленц

Еще одна премьера кинофестиваля — биографический фильм «Кусама-бесконечность», рассказывающий о японской художнице, известной своими орнаментами в горошек, перформансами, а также многолетним пребыванием в психиатрической больнице.

Дебютный фильм Хетер Ленц показывает, как Яёи Кусама боролась за признание в юные годы (мать художницы даже принуждала ее оставить искусство и найти себе богатого мужа). В 1950-х Кусама переезжает в Нью-Йорк, который в то время был неприветлив по отношению к женщинам-художникам. Там она знакомится с Дональдом Джаддом, Евой Гессе, Энди Уорхолом (которого в итоге обвинила в краже своих идей), состоит в платонических отношениях с художником Джозефом Корнеллом — каждый день он пишет ей любовные письма. Одни критики хвалят ее работы, другие упрекают в саморекламе. Кусама пытается покончить с собой, выпрыгнув из окна своей студии. Чувствуя себя покинутой и одинокой, в 1973 году художница возвращается в Японию, однако даже родной город Мацумото не принимает ее. Снова помышляя о самоубийстве, она обращается в психиатрическую клинику. Позднее коллеги-художники поддерживают Кусаму, а в 1993 году ее персональная выставка проходит в японском павильоне на Венецианской биеннале.

Фильм Ленц опускает немало деталей из биографии Яёи Кусамы, делая упор на растущей популярности ее творчества в наши дни, подтвержденной аншлагом на выставках в Вашингтоне и Лос-Анджелесе. И все же эта картина, скорее всего, станет единственным фильмом, созданным при непосредственном участии 88-летней художницы.

«Округ Хейл этим утром, этим вечером» Рамелла Росса

Фотограф и начинающий кинорежиссер Рамелл Росс представил дебютную работу «Округ Хейл этим утром, этим вечером». Росс, который сам когда-то был подававшим надежды баскетболистом, чья карьера прервалась из-за травмы, сперва встречался с героями своего фильма и их семьями как тренер, затем начал делать фотографии, а потом и видео. Полнометражный фильм Росса — то, что он отобрал из 1,3 тыс. часов видео.

Фильм показывает людей и атмосферу американского Юга, где бедные афроамериканцы составляют большинство населения. Рассказывая о жизни главных героев — двух молодых людей, Росс снимает школы, частные дома, церкви и баскетбольную площадку, а также бесконечные хлопковые поля и пустынные пространства.

Тягучее, порой мечтательно-грустное повествование складывается из сцен, настолько слабо связанных между собой, что округ Хейл выглядит как неоконченное, но многообещающее лирическое произведение. Кадры из фильма временами напоминают фотографии. Но в данном случае фотограф Росс говорит со зрителем через движущиеся изображения и, похоже, в будущем может стать автором еще более интересных работ.

«Поколение богатства» Лорен Гринфилд

Фотографии легли в основу и документального фильма «Поколение богатства» режиссера Лорен Гринфилд, которая наблюдает за нелепостью жизни привилегированного класса, живущего в комфорте пригородов Лос-Анджелеса. Не декларируя этого явно, фильм стал сильным аргументом против очередного снижения налогов в США, которые позволят богатым стать еще богаче. Той же теме была посвящена выставка фотографий из проекта Гринфилд длиною в 25 лет, посвященного богатству и излишествам, недавно завершившаяся в Международном центре фотографии в Нью-Йорке.

«Американские животные» Барта Лейтона

Наконец, в категории «фикшен-драма» представлен фильм «Американские животные». Его сюжет основан на провалившейся в 2004 году попытке украсть редкие рукописи Чарльза Дарвина и Джона Одюбона из Трансильванского университета в Кентукки. Вдохновленный такими классическими кинокартинами, как «Афера Томаса Крауна» и «Бешеные псы», фильм об ограблении рассказывает о четырех студентах, которые переоделись в пожилых людей, чтобы украсть книги и продать их на Christie’s. В процессе ограбления пятеро неудавшихся воришек избивают университетского библиотекаря, заработав по семь лет тюрьмы.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+