18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Икону «Иоанн Предтеча с праздниками» впервые показывают в Москве

Музей русской иконы привез на выставку шедевр древнерусской живописи из Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»

Частный Музей русской иконы запустил новый проект — цикл выставок выдающихся икон из провинциальных музеев, многие из которых никогда не приезжали в столицу. Каждый из выбранных памятников будет образцом художественной школы своего региона и периода. Для первой выставки цикла выбрана большая икона «Иоанн Предтеча с праздниками» первой трети XVI века, которая с 2007 года экспонируется в Музее-заповеднике «Ростовский кремль», но никогда не показывалась в Москве и не входила в каталог «Иконы Ростова Великого» из серии «Древнерусская живопись в музеях России», на которую обычно ориентируются специалисты.

Большая доска с образом Иоанна Предтечи отреставрирована в 2004–2006 годах в ВХНРЦ имени Грабаря и сейчас во всей красе демонстрирует особенности ростовской школы живописи XVI века — с прозрачным и неровным красочным слоем, просвечивающим грунтом и хорошо различимыми мазками. Ростовские иконописцы использовали многочисленные оттенки зеленого — в одеждах, поземе, нежнейших оттенках фона — и подчеркивающие их всплески красного. Золота в иконе нет совсем, даже нимбы голубовато-зеленые. Специалисты отмечают необычный порядок клейм с праздниками и не всегда традиционные сюжетные решения в них. Икона очень красива, она хранилась с особым почитанием в Борисоглебском на Устье монастыре, откуда происходит. В Смутное время образ был разобран по доскам на пять частей (вероятно, с иконы сдирали оклад), но в 1615 году ее восстановили. В музей «Ростовский кремль» икона поступила в 1954 году.

«Мы горды, — сказал на открытии выставки основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов, — что нашей работой можем показать пример государственно-частного партнерства и что нас признали государственные музеи». В 2017 году эта институция была принята в Союз музеев России, а Михаил Абрамов стал лауреатом премии «Меценат года» в номинации «Сохранение объектов культурного наследия». Следующими партнерами в новом выставочном цикле станут Новгородский и Владимиро-Суздальский музеи-заповедники.

Одновременно Музей русской иконы ведет и зарубежные проекты: например, в городе-крепости Пальманова (область Фриули — Венеция-Джулия) только что открылась экспозиция «Русская икона и новое искусство», где показаны памятники древнерусского искусства из московского Музея имени Андрея Рублева и работы художников XX–XXI веков из частных коллекций.

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+