Икону «Иоанн Предтеча с праздниками» впервые показывают в Москве

Музей русской иконы привез на выставку шедевр древнерусской живописи из Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»

Икона «Иоанн Предтеча с праздниками» (первая треть XVI в.) в экспозиции Музея русской иконы. Фото: Музей русской иконы
Икона «Иоанн Предтеча с праздниками» (первая треть XVI в.) в экспозиции Музея русской иконы.
Фото: Музей русской иконы

Частный Музей русской иконы запустил новый проект — цикл выставок выдающихся икон из провинциальных музеев, многие из которых никогда не приезжали в столицу. Каждый из выбранных памятников будет образцом художественной школы своего региона и периода. Для первой выставки цикла выбрана большая икона «Иоанн Предтеча с праздниками» первой трети XVI века, которая с 2007 года экспонируется в Музее-заповеднике «Ростовский кремль», но никогда не показывалась в Москве и не входила в каталог «Иконы Ростова Великого» из серии «Древнерусская живопись в музеях России», на которую обычно ориентируются специалисты.

Большая доска с образом Иоанна Предтечи отреставрирована в 2004–2006 годах в ВХНРЦ имени Грабаря и сейчас во всей красе демонстрирует особенности ростовской школы живописи XVI века — с прозрачным и неровным красочным слоем, просвечивающим грунтом и хорошо различимыми мазками. Ростовские иконописцы использовали многочисленные оттенки зеленого — в одеждах, поземе, нежнейших оттенках фона — и подчеркивающие их всплески красного. Золота в иконе нет совсем, даже нимбы голубовато-зеленые. Специалисты отмечают необычный порядок клейм с праздниками и не всегда традиционные сюжетные решения в них. Икона очень красива, она хранилась с особым почитанием в Борисоглебском на Устье монастыре, откуда происходит. В Смутное время образ был разобран по доскам на пять частей (вероятно, с иконы сдирали оклад), но в 1615 году ее восстановили. В музей «Ростовский кремль» икона поступила в 1954 году.

Икона «Иоанн Предтеча с праздниками». Первая треть XVI в. Фото: Музей русской иконы
Икона «Иоанн Предтеча с праздниками». Первая треть XVI в.
Фото: Музей русской иконы

«Мы горды, — сказал на открытии выставки основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов, — что нашей работой можем показать пример государственно-частного партнерства и что нас признали государственные музеи». В 2017 году эта институция была принята в Союз музеев России, а Михаил Абрамов стал лауреатом премии «Меценат года» в номинации «Сохранение объектов культурного наследия». Следующими партнерами в новом выставочном цикле станут Новгородский и Владимиро-Суздальский музеи-заповедники.

Одновременно Музей русской иконы ведет и зарубежные проекты: например, в городе-крепости Пальманова (область Фриули — Венеция-Джулия) только что открылась экспозиция «Русская икона и новое искусство», где показаны памятники древнерусского искусства из московского Музея имени Андрея Рублева и работы художников XX–XXI веков из частных коллекций.

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+