Икону «Иоанн Предтеча с праздниками» впервые показывают в Москве

Музей русской иконы привез на выставку шедевр древнерусской живописи из Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»

Икона «Иоанн Предтеча с праздниками» (первая треть XVI в.) в экспозиции Музея русской иконы. Фото: Музей русской иконы
Икона «Иоанн Предтеча с праздниками» (первая треть XVI в.) в экспозиции Музея русской иконы.
Фото: Музей русской иконы

Частный Музей русской иконы запустил новый проект — цикл выставок выдающихся икон из провинциальных музеев, многие из которых никогда не приезжали в столицу. Каждый из выбранных памятников будет образцом художественной школы своего региона и периода. Для первой выставки цикла выбрана большая икона «Иоанн Предтеча с праздниками» первой трети XVI века, которая с 2007 года экспонируется в Музее-заповеднике «Ростовский кремль», но никогда не показывалась в Москве и не входила в каталог «Иконы Ростова Великого» из серии «Древнерусская живопись в музеях России», на которую обычно ориентируются специалисты.

Большая доска с образом Иоанна Предтечи отреставрирована в 2004–2006 годах в ВХНРЦ имени Грабаря и сейчас во всей красе демонстрирует особенности ростовской школы живописи XVI века — с прозрачным и неровным красочным слоем, просвечивающим грунтом и хорошо различимыми мазками. Ростовские иконописцы использовали многочисленные оттенки зеленого — в одеждах, поземе, нежнейших оттенках фона — и подчеркивающие их всплески красного. Золота в иконе нет совсем, даже нимбы голубовато-зеленые. Специалисты отмечают необычный порядок клейм с праздниками и не всегда традиционные сюжетные решения в них. Икона очень красива, она хранилась с особым почитанием в Борисоглебском на Устье монастыре, откуда происходит. В Смутное время образ был разобран по доскам на пять частей (вероятно, с иконы сдирали оклад), но в 1615 году ее восстановили. В музей «Ростовский кремль» икона поступила в 1954 году.

Икона «Иоанн Предтеча с праздниками». Первая треть XVI в. Фото: Музей русской иконы
Икона «Иоанн Предтеча с праздниками». Первая треть XVI в.
Фото: Музей русской иконы

«Мы горды, — сказал на открытии выставки основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов, — что нашей работой можем показать пример государственно-частного партнерства и что нас признали государственные музеи». В 2017 году эта институция была принята в Союз музеев России, а Михаил Абрамов стал лауреатом премии «Меценат года» в номинации «Сохранение объектов культурного наследия». Следующими партнерами в новом выставочном цикле станут Новгородский и Владимиро-Суздальский музеи-заповедники.

Одновременно Музей русской иконы ведет и зарубежные проекты: например, в городе-крепости Пальманова (область Фриули — Венеция-Джулия) только что открылась экспозиция «Русская икона и новое искусство», где показаны памятники древнерусского искусства из московского Музея имени Андрея Рублева и работы художников XX–XXI веков из частных коллекций.

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+