18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Галерея костюма» открылась в эрмитажной «Старой Деревне»

Доступное для зрителей хранение костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа не имеет аналогов в мире и станет основой большого Музея моды

Эрмитаж первым в отечественной музейной практике стал организовывать внутри музейного депозитария приспособленные для показа открытые фондохранилища. Это случилось еще в 2003 году, после запуска Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня». Теперь здесь появилось два новых доступных для публики запасника. Это «Витрина и образ музея», где витрины демонстрируются как образцы декоративно-прикладного искусства конца XVIII — начала XX века, и Галерея костюма.

Открытое для зрителей хранение костюма не имеет аналогов в мире, хотя при его создании Эрмитаж опирался на подобный опыт лондонского Музея Виктории и Альберта и нью-йоркского Метрополитен-музея. По обе стороны неширокого прохода устроена музейная инсталляция; всего в панорамных витринах сейчас размещено 130 комплектов одежды, образующих насыщенную и логически связную историю костюма XVIII — первых десятилетий XX века. Она начинается справа, со священнических облачений, самые ранние из которых относятся к концу XVII столетия. Главное место занимают костюмы династии Романовых — от польского кафтана Петра I до формы кавалергардского полка Николая II. Акцентом стало роскошное платье из лилового бархата со шлейфом, принадлежавшее вдовствующей императрице Марии Федоровне. Помимо одежды русских царей, выставлены гардеробы знаменитых княжеских семейств Юсуповых и Бобринских. Напротив придворного костюма представлен крестьянский — эти нарядные платья датируются концом XIX века, но в начале века XXI выглядят абсолютно современно. В витринах они соседствуют с маскарадными платьями с бала 1913 года к 300-летию дома Романовых, мундирами дворцовых слуг, в том числе двумя платьями кормилиц в семьях последних русских императоров. Среди одежды выставлены и два дорожных сундука Louis Vuitton 1902 года.

Сейчас в витринах размещено не больше 3% эрмитажного собрания костюма, которое насчитывает 24 тыс. единиц хранения. По словам куратора экспозиции, завсектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Нины Тарасовой, только из одежды Петра I можно сделать отдельную выставку: в Эрмитаже хранится 280 предметов из гардероба царя. Экспозиция Галереи костюма будет меняться: платья становятся украшением всякой исторической выставки и постоянно востребованы, некоторым из показанных сейчас вещей еще предстоит реставрация.

Музейный свет, выставленный в витринах, не только делает предметы видимыми для зрителей — главное, что в открытом хранении ткани полностью защищены от ультрафиолетового излучения, а за стеклом поддерживается постоянная температура в 21 градус по Цельсию и влажность 46%. Эти показатели музейного климата разительно отличались от температуры на улице в день вернисажа, когда цепочка приглашенных журналистов и персон из мира моды тянулась вдоль строительного забора — сегодня он обозначает строящуюся третью очередь комплекса, где в стеклянном кубе по проекту Рема Колхаса расположится большой эрмитажный Музей моды.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+