Эрмитажный «Куб» Рема Колхаса появится в Петербурге

Эрмитаж рассказал о ходе строительства третьей очереди музейного фондохранилища в Старой Деревне. Инженерно-лабораторный корпус будет сдан в 2017 году, «Куб» по проекту архитектурного бюро OMA Architects — в 2019-м

Фото: Павел Герасименко
Фото: Павел Герасименко

Для экскурсии по стройплощадкам один из первых дней ранней весны с неминуемой распутицей оказался выбран как нельзя кстати: в сравнении с окружающим пейзажем планы музея выглядели особенно блистательными. То, что они будут реализованы в обозримом будущем, подтверждалось не просто словами директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, главного архитектора Валерия Лукина, замдиректора по строительству Михаила Новикова и руководителей строительных фирм, занятых в проекте, но и названными с точностью до копейки суммами всех контрактов, в установленные сроки проходящих госэкспертизу.

Фото: Павел Герасименко
Фото: Павел Герасименко

По словам Михаила Пиотровского, 25 лет назад Эрмитаж пришел почти что на пустырь в отдаленном от центра районе. Благодаря неоднократным корректировкам проекта из-за долгостроя, в итоге музей смог оборудовать реставрационные мастерские по последнему слову техники и создать фондохранилище, открытое для публичного показа, что было очень прогрессивным шагом. Депозитарий в Старой Деревне регулярно принимает экскурсионные группы и постепенно становится одним из центров притяжения публики, законно претендуя на роль «очага культуры» по соседству с торговым комплексом и кладбищем. В составе третьей очереди строительства в Старой Деревне — три крупных объекта: инженерно-лабораторный корпус, 13-этажное здание библиотеки и фондохранилища и соединяющий их надземный переход.

Фото: Павел Герасименко
Фото: Павел Герасименко

Работы по строительству инженерно-лабораторного корпуса ведет компания «Эталонпромстрой», сменившая на объекте недобросовестного подрядчика «Эскиз», договор с которым был расторгнут Эрмитажем в 2015 году, и музей взыскал и продолжает взыскивать убытки. Корпус находится на левой границе и чуть в глубине эрмитажных владений и примыкает к эффектному черно-золотому зданию Реставрационно-хранительского центра с изображением петроглифов на фасаде, которое построено в 2012 году. Сейчас готов каркас здания, внутренние стены, уже возведена подземная автостоянка, ведется монтаж инженерных сетей и начинаются отделочные работы. По планам инженерно-лабораторный корпус будет сдан в эксплуатацию в этом году, а перед ним будет устроен «сад скульптуры». В реставрационных мастерских, которые здесь расположатся (скульптуры и цветного камня, графики, часов и музыкальных механизмов, темперной живописи), на первом этаже появится в том числе оборудование для мойки ковров и шпалер, превосходящее существующее в зарубежных музеях. Оно будет полностью автоматизированным и позволит очищать шпалеры самого большого размера — 6х9 м, к тому же этим комплексом смогут пользоваться и другие отечественные музеи.

Фото: Павел Герасименко
Фото: Павел Герасименко

«Куб» — здание по проекту Рема Колхаса, в котором, помимо публичной библиотеки по искусству, разместятся хранилища фресок, оружия, произведений современного искусства, а также центр изучения костюма и моды. Будущую городскую доминанту — 13-этажный кубический объем высотой 61 м с примыкающим к нему двухэтажным стилобатом с подземной парковкой — возводит компания «Мехстройтранс», с которой Эрмитаж заключил договор в декабре 2015 года. Пока что идет «нулевой цикл»: на стройплощадке забивают сваи. Из 750 свай двух типов сделана почти половина, и подрядчик всегда готов продемонстрировать ход работ, которые должны завершиться в этом году. Следом будет возводиться каркас здания, а затем весь куб будет облицован стеклом сложного профиля, которое по испанской технологии станут производить на месте в Петербурге. Рем Колхас осуществляет постоянный архитектурный надзор за своим первым проектом, который реализуется в России.

Фото: Павел Герасименко
Фото: Павел Герасименко

К 2021 году части эрмитажного комплекса, расположенные по разные стороны от железнодорожной ветки, соединит крытый надземный переход. Он будет состоять из двух зон: технической для перемещения музейных объектов и постоянно открытой общественной, которая превратится в удобный маршрут для жителей района.

Фото: Павел Герасименко
Фото: Павел Герасименко

Расширить пространство эрмитажной библиотеки и сделать ее доступной для публики было давней задумкой Михаила Пиотровского. После завершения строительства в Старую Деревню переедут библиотека и реставрационные мастерские из зданий на Дворцовой площади. Регламент площади, где часто проходят массовые мероприятия, сейчас по новой обсуждается в городском правительстве, и директор Эрмитажа будет настаивать на соблюдении трех справедливых пунктов: безопасный уровень звука на концертах, сжатые сроки при сооружении сцен и декораций и обеспечение безопасности для публики.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+