18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В висячем саду нарядили елку

День Эрмитажа — хороший повод рассказать о новых зданиях и проектах, показать последние приобретения, доложить о грядущих выставках и обозначить свою позицию по выставке Яна Фабра

Седьмого декабря отмечается День Эрмитажа, который скоро должен стать в Петербурге одним из официальных праздников — с таким предложением музей не первый год обращается к городским властям.

Пятого декабря генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в течение часа отвечал на вопросы интернет-пользователей в ресторане Cafemax в Растреллиевской галерее Зимнего дворца; утром 7 декабря в Эрмитажном театре прошло традиционное общее собрание сотрудников музея; а в полдень там же состоялась пресс-конференция — отчет перед журналистами и рассказ о новостях.

Михаил Пиотровский назвал цифру: до конца года Эрмитаж должен подойти к рубежу в 4 млн — такое максимальное количество посетителей музей может принять, чтобы людям было комфортно общаться с искусством. По его словам, новый критерий для оценки успешности изобретен в музее в этом году: на новогодних елках для сотрудников собирается 460 детей и 300 внуков эрмитажников.

Музей продолжает расширяться как в своих исторических границах, так и строить новые объекты. Почти готов и в скором времени будет сдан Запасной дом Зимнего дворца, куда переедут хранилища, долгое время занимавшие залы в Новом Эрмитаже, где к концу следующего года откроется расширенная экспозиция античного мира. Идут работы по укреплению фундамента Биржи, где в 2021 году откроется эрмитажный Музей геральдики. В Старой Деревне возводится инженерный корпус с подземной автостоянкой, активно идут подготовительные работы к возведению библиотечного здания по проекту Рема Колхаса — строители заняты в три смены.

Рем Колхас и OMA Architects реконструировали Малый Эрмитаж, превратив его в «кунстхалле» — отдельный музейный выставочный зал на месте бывшего конного манежа. Теперь Шуваловский проезд вдоль Малого Эрмитажа, соединяющий Дворцовую площадь и набережную Невы, участок Большой Морской улицы, ведущий через арку Главного штаба на Дворцовую, и сама площадь — все эти  городские пространства называют в музее словом «форум» и мыслят постоянным местом самых разных культурных событий. Эрмитажный «кунстхалле» уже стремится функционировать в приближенном к горожанам режиме. Будет создаваться все больше выставок и событий, которые «выплескиваются в город».

В Эрмитаже прошло 37 выставок, опубликовано 50 каталогов и научных изданий. Выставка Яна Фабра вызвала, по определению Пиотровского, «помоечную дискуссию». Говорить о том, что допустимо и чего нельзя показывать, считает директор, нужно и можно на различном материале — это может быть, например, «Сад небесных наслаждений», написанный в середине XVI века поcледователем Босха.

В 2016 году в Эрмитаже открылась галерея нумизматики. Также музей частично приобрел, а частично получил в дар коллекцию африканского искусства, которая станет важным дополнением к экспозиции модернистского искусства в Главном штабе.

Две темы, которые Пиотровский подчеркнул особо, — это развитие Эрмитажа за пределы Петербурга и сохранение культурного наследия в зоне военного конфликта на Ближнем Востоке. Во Владивостоке, Екатеринбурге, Омске, Калуге открываются филиалы Эрмитажа. Участие в спасении Пальмиры — дело чести для директора Эрмитажа, и не только потому, что сам он арабист по специальности, а наш город — это Северная Пальмира. По мнению Пиотровского, необходимо постоянно напоминать о тех памятниках, которые подвергаются опасности и уничтожаются, и настойчивость России сыграла в этом процессе важную роль.

Все экспонаты Эрмитажа включены в единую музейную систему КАМИС и составляют государственный каталог. Половина из них уже переведена в цифровой формат, эти предметы появляются на сайте музея, пополняя онлайн-библиотеку изображений.

В скором времени восстановится до уровня 2015 года количество полицейских, охраняющих музей: будет возвращено 60 ставок. Это решение коснется не только Эрмитажа, но и других музеев. Также в ближайшее время здесь при спонсорской помощи друзей музея будут реконструированы устаревшие подъемники для маломобильных групп посетителей.

Ко Дню Эрмитажа было приурочено подписание нескольких соглашений со знаменитыми компаниями. В результате кофе Lavazza становится «официальным кофе Эрмитажа»; продолжится оснащение Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня» оборудованием всемирно известного концерна Carl Zeiss AG, который в России представляет компания OPTEC Group AG; расширятся двусторонние культурные и научные связи с Болоньей в рамках работы центра Эрмитаж-Италия.

В праздничные дни открыта целая череда новых выставок. «Аллегория невинности» Ханса Мемлинга из парижского Музея Жакмар — Андре — следующий шедевр в серии показов «Шедевры музеев мира в Эрмитаже». Он почти на три месяца занял место в зале школы Рембрандта, где совсем недавно висел другой привозной шедевр — «Географ» Яна Вермеера. В Главном штабе зрителям явился «волшебник из Венеции» — художник, знаменитый автор орнаментов тканей и модельер первых десятилетий XX века Мариано Фортуни. В Николаевском зале открыта поражающая воображение современного зрителя экспозиция «Из сервизных кладовых», посвященная убранству русского императорского стола за два столетия. Важная новость следующего года: выставка немецкого классика современного искусства Ансельма Кифера должна открыться в Главном штабе 30 мая.

Седьмого декабря вход в Эрмитаж, открытый до 10 вечера, был свободным для всех посетителей, а залы в Главном штабе продолжили работать бесплатно и 8 декабря. Вечером на Дворцовой площади показывали «Мистерию света» — 7-минутный мультимедийный спектакль в технике 3D-мэппинга. Фасад Зимнего дворца превратился в экран, на котором одна оптическая иллюзия сменяла другую под музыку Чайковского и Прокофьева, а финальной картиной стал фейерверк.

«В Эрмитаж ходят вообще-то не на выставки — в Эрмитаж ходят в Эрмитаж», — такую фразу произнес Пиотровский, отвечая на вопросы интернет-пользователей. Убедиться в правоте директора можно было, пройдя по залам вверенного ему музея, даже в наполненный публикой вечер 7 декабря заворачивая в особенно любимые укромные уголки. А в висячем саду Эрмитажа как раз нарядили елку.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+