В висячем саду нарядили елку

День Эрмитажа — хороший повод рассказать о новых зданиях и проектах, показать последние приобретения, доложить о грядущих выставках и обозначить свою позицию по выставке Яна Фабра

Фото: Юрий Молодковец
Фото: Юрий Молодковец

Седьмого декабря отмечается День Эрмитажа, который скоро должен стать в Петербурге одним из официальных праздников — с таким предложением музей не первый год обращается к городским властям.

Пятого декабря генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в течение часа отвечал на вопросы интернет-пользователей в ресторане Cafemax в Растреллиевской галерее Зимнего дворца; утром 7 декабря в Эрмитажном театре прошло традиционное общее собрание сотрудников музея; а в полдень там же состоялась пресс-конференция — отчет перед журналистами и рассказ о новостях.

Михаил Пиотровский назвал цифру: до конца года Эрмитаж должен подойти к рубежу в 4 млн — такое максимальное количество посетителей музей может принять, чтобы людям было комфортно общаться с искусством. По его словам, новый критерий для оценки успешности изобретен в музее в этом году: на новогодних елках для сотрудников собирается 460 детей и 300 внуков эрмитажников.

Музей продолжает расширяться как в своих исторических границах, так и строить новые объекты. Почти готов и в скором времени будет сдан Запасной дом Зимнего дворца, куда переедут хранилища, долгое время занимавшие залы в Новом Эрмитаже, где к концу следующего года откроется расширенная экспозиция античного мира. Идут работы по укреплению фундамента Биржи, где в 2021 году откроется эрмитажный Музей геральдики. В Старой Деревне возводится инженерный корпус с подземной автостоянкой, активно идут подготовительные работы к возведению библиотечного здания по проекту Рема Колхаса — строители заняты в три смены.

Рем Колхас и OMA Architects реконструировали Малый Эрмитаж, превратив его в «кунстхалле» — отдельный музейный выставочный зал на месте бывшего конного манежа. Теперь Шуваловский проезд вдоль Малого Эрмитажа, соединяющий Дворцовую площадь и набережную Невы, участок Большой Морской улицы, ведущий через арку Главного штаба на Дворцовую, и сама площадь — все эти  городские пространства называют в музее словом «форум» и мыслят постоянным местом самых разных культурных событий. Эрмитажный «кунстхалле» уже стремится функционировать в приближенном к горожанам режиме. Будет создаваться все больше выставок и событий, которые «выплескиваются в город».

Михаил Пиотровский на открытии выставки "Из сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX века". Фото: Государственный Эрмитаж
Михаил Пиотровский на открытии выставки "Из сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX века".
Фото: Государственный Эрмитаж

В Эрмитаже прошло 37 выставок, опубликовано 50 каталогов и научных изданий. Выставка Яна Фабра вызвала, по определению Пиотровского, «помоечную дискуссию». Говорить о том, что допустимо и чего нельзя показывать, считает директор, нужно и можно на различном материале — это может быть, например, «Сад небесных наслаждений», написанный в середине XVI века поcледователем Босха.

В 2016 году в Эрмитаже открылась галерея нумизматики. Также музей частично приобрел, а частично получил в дар коллекцию африканского искусства, которая станет важным дополнением к экспозиции модернистского искусства в Главном штабе.

Две темы, которые Пиотровский подчеркнул особо, — это развитие Эрмитажа за пределы Петербурга и сохранение культурного наследия в зоне военного конфликта на Ближнем Востоке. Во Владивостоке, Екатеринбурге, Омске, Калуге открываются филиалы Эрмитажа. Участие в спасении Пальмиры — дело чести для директора Эрмитажа, и не только потому, что сам он арабист по специальности, а наш город — это Северная Пальмира. По мнению Пиотровского, необходимо постоянно напоминать о тех памятниках, которые подвергаются опасности и уничтожаются, и настойчивость России сыграла в этом процессе важную роль.

Все экспонаты Эрмитажа включены в единую музейную систему КАМИС и составляют государственный каталог. Половина из них уже переведена в цифровой формат, эти предметы появляются на сайте музея, пополняя онлайн-библиотеку изображений.

В скором времени восстановится до уровня 2015 года количество полицейских, охраняющих музей: будет возвращено 60 ставок. Это решение коснется не только Эрмитажа, но и других музеев. Также в ближайшее время здесь при спонсорской помощи друзей музея будут реконструированы устаревшие подъемники для маломобильных групп посетителей.

Малый Эрмитаж. Фото: Государственный Эрмитаж
Малый Эрмитаж.
Фото: Государственный Эрмитаж

Ко Дню Эрмитажа было приурочено подписание нескольких соглашений со знаменитыми компаниями. В результате кофе Lavazza становится «официальным кофе Эрмитажа»; продолжится оснащение Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня» оборудованием всемирно известного концерна Carl Zeiss AG, который в России представляет компания OPTEC Group AG; расширятся двусторонние культурные и научные связи с Болоньей в рамках работы центра Эрмитаж-Италия.

В праздничные дни открыта целая череда новых выставок. «Аллегория невинности» Ханса Мемлинга из парижского Музея Жакмар-Андре — следующий шедевр в серии показов «Шедевры музеев мира в Эрмитаже». Он почти на три месяца занял место в зале школы Рембрандта, где совсем недавно висел другой привозной шедевр — «Географ» Яна Вермеера. В Главном штабе зрителям явился «волшебник из Венеции» — художник, знаменитый автор орнаментов тканей и модельер первых десятилетий XX века Мариано Фортуни. В Николаевском зале открыта поражающая воображение современного зрителя экспозиция «Из сервизных кладовых», посвященная убранству русского императорского стола за два столетия. Важная новость следующего года: выставка немецкого классика современного искусства Ансельма Кифера должна открыться в Главном штабе 30 мая.

Седьмого декабря вход в Эрмитаж, открытый до 10 вечера, был свободным для всех посетителей, а залы в Главном штабе продолжили работать бесплатно и 8 декабря. Вечером на Дворцовой площади показывали «Мистерию света» — 7-минутный мультимедийный спектакль в технике 3D-мэппинга. Фасад Зимнего дворца превратился в экран, на котором одна оптическая иллюзия сменяла другую под музыку Чайковского и Прокофьева, а финальной картиной стал фейерверк.

«В Эрмитаж ходят вообще-то не на выставки — в Эрмитаж ходят в Эрмитаж», — такую фразу произнес Пиотровский, отвечая на вопросы интернет-пользователей. Убедиться в правоте директора можно было, пройдя по залам вверенного ему музея, даже в наполненный публикой вечер 7 декабря заворачивая в особенно любимые укромные уголки. А в висячем саду Эрмитажа как раз нарядили елку.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+