18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Надеялись на Босха

№48, ноябрь-декабрь 2016
№48
Материал из газеты

В Эрмитаже завершилась реставрация картины, созданной последователем Иеронима Босха, — копии центральной части триптиха «Сад земных наслаждений»

Версия центральной части триптиха Босха Сад земных наслаждений выполнена неизвестным художником / Эрмитаж
Версия центральной части триптиха Босха Сад земных наслаждений выполнена неизвестным художником / Эрмитаж

В ноябре работу покажут на выставке в Мен­шиковском двор­це, по­сещение которого Сбербанк — спонсор реставрации — в честь своего 175-летия сделает бесплатным с 12 по 30 ноября включительно .

Картина поступила в Государственный Эрмитаж в 1922 году из петроградской антикварной галереи Роберта Ауэра и в инвентарной книге была записана как «Райский сад». К нашему времени изображение было практически невозможно разглядеть под слоями сильно потемневшей олифы и масла, с помощью которого в галерее Ауэра (или же несколько раньше) вещи придавали блеск и товарный вид.

Вот что рассказал коррес­понденту TANR Николай Зыков, хранитель нидерландской живописи XV–XVI веков: «Вещь эта была известна всем хранителям, но никогда не публиковалась Эрмитажем. Она не попадала ни в экспозицию, ни в каталог даже под знаком вопроса, поскольку вызывала большие сомнения. Так, хранитель и исследователь нидерландской живописи Николай Никулин предпо­лагал в ней возможную подделку XIX века. Вероятно, сотрудники музея, помня об опыте распродаж 1930-х годов, опасались, что такое громкое имя, как Иероним Босх, спровоцирует нежелательный интерес к работе и приведет к ее вымыванию из коллекции…»

В Эрмитаже давно и долго обсуждали возможность реставрации произведения и с начала 2015 года исследовали картину.
Как показал анализ красок, техника письма вполне отвечает XV–XVI векам нидерландской живописи. Затем картину стали расчищать, прежде всего сняли почерневшую олифу. Под слоем загрязнений обнаружилась живопись с большим количеством реставрационных наслоений, записей и исправлений, что точно не укладывалось в хронологические рамки XIX века.

Картина написана на доске, которая в XIX веке была паркетирована, поэтому значительных утрат красочного слоя, за исключением стыков четырех досок, здесь практически нет. Поскольку живопись была в сравнительно хорошем состоянии, то сама реставрация заняла немногим больше года.

Сейчас в Эрмитаже идет планомерная работа по реставрации нидерландских картин. В 2012 году музей представил триптих Гуго ван дер Гуса «Поклонение волхвов», а в этом году — «Святого Луку, рисующего Мадонну» Рогира ван дер Вейдена. В лаборатории научной реставрации станковой живописи в Реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая Деревня» над всеми этими вещами работал художник-реставратор Валерий Бровкин.

Выяснилось, что на картине, созданной последователем Иеронима Босха, в верхнем слое живописи были переписаны одним коричневато-рыжим цветом прически всех людей. Почти все обнаженные фигуры прикрыли набедренными повязками, а в живописи XVIII или XIX века вряд ли стали бы прикрывать наготу. Если брать знаменитую (недавно так скандализированную) босховскую сцену с человеком и цветами в анусе, то в эрмитажной работе количество цветов было значительно увеличено именно поздними записями. Реставрационная комиссия приняла решение снять поздние наслоения, также были удалены записи с полностью переписанного неба. Интересно, что оригинальный слой живописи был в очень хорошей сохранности.

«Сад земных наслаждений» написан Босхом не позднее 1515 года по заказу герцогов Нассау и хранился в их доме. В 1568 году герцог Альба конфисковал картину и увез в Испанию, где она стала звездой королевского собрания. Эрмитажная работа, представляющая собой копию центральной части «Сада», в два с лишним раза меньше оригинала. Сложно сказать, для кого и кто выполнил эту копию, но реплику писал хороший художник, при копировании не следовавший оригиналу дословно. Хотя оригинал он, скорее всего, видел. Свою работу последователь Иеронима Босха сделал не просто повторением, а картиной, полноценной и самодостаточной. Может быть, эта версия даже интереснее других копий с Босха, выполненных в характере художника. Автор этой работы уменьшает размер и убирает часть фигур. Он воспроизводит Босха в своем понимании и в понимании своего времени: такова маньеристическая моделировка тел, набирающие мускулатуру человеческие фигуры. Создается иная картина, чем у Босха, — гораздо более живописная и глубокая по цвету.

На обороте работы есть этикетка на испанском языке с номером (должно быть, порядковым номером в коллекции или списке), надписью El Bosco, названием «Страшный суд» и именем Рейневаль — так звали увлекавшегося живописью посла Франции в Испании в первой половине XIX века. Можно предположить, что работа происходит из его коллекции.

Куратор выставки в голландском Хертогенбосе, координатор «Проекта по исследованию и реставрации работ Босха» Матхейс Илсинк в целом согласился с датировкой картины серединой XVI века.

Немецкий дендрохронолог Петер Кляйн, специалист по датировке досок, служащих основой для произведений нидерландской живописи, в сентябре приезжавший в Петербург благодаря Фонду британских друзей Эрмитажа, уверенно датировал произведение временем начиная с 1556 года. На основании этого можно сказать, что картина написана в Нидерландах до того момента, как оригинал был увезен герцогом Альбой в Испанию.

После выставки в Меншиковском дворце, где будет также рассказываться о ходе реставрации, картина совершенно точно войдет в экспозицию: у «Пейзажа с легендой о святом Христофоре» последователя Босха Яна Мандейна в Романовской галерее Эрмитажа всегда стоит толпа.

Как одна из нестандартных копий с мастера, произведений которого нет в государственных музеях России, работа будет включаться в выставки околобосховского наследия. Можно надеяться, что это вызовет приток мнений специалистов и, возможно, позволит атрибутировать эрмитажную вещь конкретному автору.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+