Documenta будет организована по-новому

№59, декабрь - январь 2018
№59
Материал из газеты

Финансовая и организационная структура выставки современного искусства, проходящей раз в пять лет в немецком Касселе, будет изменена после выявления перерасхода средств на €5,4 млн

Олаф Хольцапфель. «Линии». 2012. Скульптура была выставлена в парке Карлсруэ во время Documenta 14 и после приобретена городом Кассель. Фото: Documenta14
Олаф Хольцапфель. «Линии». 2012. Скульптура была выставлена в парке Карлсруэ во время Documenta 14 и после приобретена городом Кассель.
Фото: Documenta14

Более 70 художников — участников Documenta 14 подписали письмо в защиту кураторской концепции выставки, в этом году впервые прошедшей на двух площадках — в греческих Афинах и немецком Касселе. Авторы обращения не согласны с тем, что в выявленном перерасходе средств на организацию выставки виноваты ее исполнительный директор Аннетте Куленкампф и куратор Documenta 14 Адам Шимчик. По мнению художников, делая подобные заявления, владельцы выставки — руководство города Кассель и земли Гессен — пытаются усилить контроль над мероприятием и нарушить его художественную автономию.

«Documenta не должна сворачивать с собственного пути и возвращаться к консервативной европейской модели выставки современного искусства. Она должна оставаться свободной от политического вмешательства, чтобы давать возможность звучать важным голосам и выполнять миссию по материализации художественной свободы», — говорится в обращении.

Напомним, что в этом году Documenta, традиционно проходящая раз в пять лет, впервые за 62-летнюю историю была организована на двух площадках. С апреля по июнь она проходила в Греции и с июля по сентябрь — в Германии. Спустя три месяца после окончания выставки стало известно, что дефицит ее бюджета составил €5,4 млн. Чтобы покрыть эти расходы, город Кассель и земля Гессен взяли кредит, пообещав в дальнейшем изменить организационную структуру Documenta.

Бывший исполнительный директор Documenta Аннетте Куленкампф. Фото: SWR
Бывший исполнительный директор Documenta Аннетте Куленкампф.
Фото: SWR

Исполнительный директор Documenta Аннетте Куленкампф в ноябре приняла решение оставить свой пост, не дожидаясь окончания контракта, который должен был истечь в середине 2019 года. В интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung Куленкампф рассказала о причинах увеличения затрат на проведение Documenta 14: непредвиденные расходы были связаны с нехваткой транспорта, ростом цен на отели в Касселе, необходимостью установки кондиционеров на площадках в Греции, а также усилением мер безопасности после нападений на студии некоторых художников в Афинах. «Мы превысили бюджет по причине непредвиденных обстоятельств, и за это мы несем ответственность», — сказала она. Художественный руководитель Documenta 14 Адам Шимчик, в свою очередь, заявил, что на него оказывали давление, чтобы улучшить продажи билетов. Куратор считает, что бюджет выставки изначально не был адаптирован к открытию площадки в Афинах.

Documenta 14 стала вторым фестивалем из превысивших бюджет: за исключением выставки в 1972 году, все остальные выпуски приносили прибыль. Половина согласованного бюджета в €34 млн на проект этого года должна была быть оплачена землей Гессен, Касселем и немецким правительством, вторую половину планировалось покрыть за счет продажи билетов, сувениров и с помощью спонсоров. При этом Documenta этого года привлекла рекордное число посетителей: более 891 тыс. человек посмотрели экспозиции в Касселе и 339 тыс. — в Афинах. Успех афинской части отметило греческое правительство, заявившее, что ускорит переезд Национального музея современного искусства EMST в здание бывшего пивоваренного завода FIX. Музей, основанный еще в 1997 году и работавший на временных площадках, обоснуется в реконструированном здании в 2018 году.

Мэр Касселя Кристиан Гезелле сообщил, что первым шагом в сторону выхода из кризиса станет создание комиссии по оценке компетенции сотрудников, а также пересмотр организационной и финансовой структуры компании — устроителя выставки, с упором на оптимизацию управления рисками. Акционеры и творческая группа Documenta солидарны с Гезелле, однако попросили не забывать и об увеличившемся количестве посетителей. Не исключено, что третьим акционером выставки сделают федеральное правительство Германии.

Повлияет ли решение о реорганизации на планы по строительству Института Documenta, пока не ясно. Власти Касселя утвердили площадку под институт в июне этого года, когда о дефиците бюджета еще не было известно. Исследовательский центр, на строительство которого понадобится €24 млн, задумывался как место для конференций, выставок и других мероприятий в пятилетних перерывах между проведением главного проекта. Как бы то ни было, будущему самой выставки Documenta, которая в следующий раз пройдет в Касселе в 2022 году, по словам мэра Кристиана Гезелле, ничего не угрожает.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+