Documenta будет организована по-новому

№59, декабрь - январь 2018
№59
Материал из газеты

Финансовая и организационная структура выставки современного искусства, проходящей раз в пять лет в немецком Касселе, будет изменена после выявления перерасхода средств на €5,4 млн

Олаф Хольцапфель. «Линии». 2012. Скульптура была выставлена в парке Карлсруэ во время Documenta 14 и после приобретена городом Кассель. Фото: Documenta14
Олаф Хольцапфель. «Линии». 2012. Скульптура была выставлена в парке Карлсруэ во время Documenta 14 и после приобретена городом Кассель.
Фото: Documenta14

Более 70 художников — участников Documenta 14 подписали письмо в защиту кураторской концепции выставки, в этом году впервые прошедшей на двух площадках — в греческих Афинах и немецком Касселе. Авторы обращения не согласны с тем, что в выявленном перерасходе средств на организацию выставки виноваты ее исполнительный директор Аннетте Куленкампф и куратор Documenta 14 Адам Шимчик. По мнению художников, делая подобные заявления, владельцы выставки — руководство города Кассель и земли Гессен — пытаются усилить контроль над мероприятием и нарушить его художественную автономию.

«Documenta не должна сворачивать с собственного пути и возвращаться к консервативной европейской модели выставки современного искусства. Она должна оставаться свободной от политического вмешательства, чтобы давать возможность звучать важным голосам и выполнять миссию по материализации художественной свободы», — говорится в обращении.

Напомним, что в этом году Documenta, традиционно проходящая раз в пять лет, впервые за 62-летнюю историю была организована на двух площадках. С апреля по июнь она проходила в Греции и с июля по сентябрь — в Германии. Спустя три месяца после окончания выставки стало известно, что дефицит ее бюджета составил €5,4 млн. Чтобы покрыть эти расходы, город Кассель и земля Гессен взяли кредит, пообещав в дальнейшем изменить организационную структуру Documenta.

Бывший исполнительный директор Documenta Аннетте Куленкампф. Фото: SWR
Бывший исполнительный директор Documenta Аннетте Куленкампф.
Фото: SWR

Исполнительный директор Documenta Аннетте Куленкампф в ноябре приняла решение оставить свой пост, не дожидаясь окончания контракта, который должен был истечь в середине 2019 года. В интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung Куленкампф рассказала о причинах увеличения затрат на проведение Documenta 14: непредвиденные расходы были связаны с нехваткой транспорта, ростом цен на отели в Касселе, необходимостью установки кондиционеров на площадках в Греции, а также усилением мер безопасности после нападений на студии некоторых художников в Афинах. «Мы превысили бюджет по причине непредвиденных обстоятельств, и за это мы несем ответственность», — сказала она. Художественный руководитель Documenta 14 Адам Шимчик, в свою очередь, заявил, что на него оказывали давление, чтобы улучшить продажи билетов. Куратор считает, что бюджет выставки изначально не был адаптирован к открытию площадки в Афинах.

Documenta 14 стала вторым фестивалем из превысивших бюджет: за исключением выставки в 1972 году, все остальные выпуски приносили прибыль. Половина согласованного бюджета в €34 млн на проект этого года должна была быть оплачена землей Гессен, Касселем и немецким правительством, вторую половину планировалось покрыть за счет продажи билетов, сувениров и с помощью спонсоров. При этом Documenta этого года привлекла рекордное число посетителей: более 891 тыс. человек посмотрели экспозиции в Касселе и 339 тыс. — в Афинах. Успех афинской части отметило греческое правительство, заявившее, что ускорит переезд Национального музея современного искусства EMST в здание бывшего пивоваренного завода FIX. Музей, основанный еще в 1997 году и работавший на временных площадках, обоснуется в реконструированном здании в 2018 году.

Мэр Касселя Кристиан Гезелле сообщил, что первым шагом в сторону выхода из кризиса станет создание комиссии по оценке компетенции сотрудников, а также пересмотр организационной и финансовой структуры компании — устроителя выставки, с упором на оптимизацию управления рисками. Акционеры и творческая группа Documenta солидарны с Гезелле, однако попросили не забывать и об увеличившемся количестве посетителей. Не исключено, что третьим акционером выставки сделают федеральное правительство Германии.

Повлияет ли решение о реорганизации на планы по строительству Института Documenta, пока не ясно. Власти Касселя утвердили площадку под институт в июне этого года, когда о дефиците бюджета еще не было известно. Исследовательский центр, на строительство которого понадобится €24 млн, задумывался как место для конференций, выставок и других мероприятий в пятилетних перерывах между проведением главного проекта. Как бы то ни было, будущему самой выставки Documenta, которая в следующий раз пройдет в Касселе в 2022 году, по словам мэра Кристиана Гезелле, ничего не угрожает.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+