«Летатлин» залетел в Третьяковку

Единственный сохранившийся махолет Владимира Татлина, один из главных символов русского авангарда, войдет в основную экспозицию Новой Третьяковки

Проведение уникальных работ над махолетом «Летатлин» — самой масштабной комплексной научно-исследовательской реставрации в его истории. Фото: Евгений Алексеев / Государственная Третьяковская галерея
Проведение уникальных работ над махолетом «Летатлин» — самой масштабной комплексной научно-исследовательской реставрации в его истории.
Фото: Евгений Алексеев / Государственная Третьяковская галерея

5 декабря в Новой Третьяковке на Крымском Валу будет представлен знаменитый «Летатлин» — безмоторный летательный аппарат, созданный Владимиром Татлиным в 1929–1932 годах. В Третьяковскую галерею уникальный объект попал из Центрального музея Военно-воздушных сил РФ в Монино. С просьбой передать махолет для экспонирования и реставрации Третьяковка обратилась в ЦМ ВВС в 2016 году. В начале прошлого года стало известно о переезде экспонатов ЦМ ВВС в создаваемый в Кубинке военно-патриотический парк «Патриот», и экспертное сообщество обеспокоилось дальнейшей судьбой орнитоптера. «Это замечательное явление далеко выходит за рамки авангарда. „Летатлин“ — романтический памятник поиску невозможного, удивительно изящный объект дизайна. Он давно вошел в род русского искусства, порождая новые произведения», — рассказывала тогда TANR координатор общественного движения «Архнадзор» Марина Хрусталева.

Проведение уникальных работ над махолетом «Летатлин» — самой масштабной комплексной научно-исследовательской реставрации в его истории. Фото: Евгений Алексеев / Государственная Третьяковская галерея
Проведение уникальных работ над махолетом «Летатлин» — самой масштабной комплексной научно-исследовательской реставрации в его истории.
Фото: Евгений Алексеев / Государственная Третьяковская галерея

Александра Селиванова, руководитель Центра авангарда на Шаболовке, рассказала нашей газете, что передача «Летатлина» Третьяковке — большая удача. «Это уникальный случай, что музей авиации в Монино выдает „Летатлин“, так как они не делали этого много лет, если не десятилетий. Я безуспешно пыталась получить его на выставку „Авангард и авиация“ (2014) в Еврейском музее и центре толерантности. Мне говорили, что необходима реставрация, но в целом у меня тогда создалось ощущение, что руководство не вполне осознает ценность „Летатлина“ именно как произведения искусства — он был представлен в экспозиции как один из махолетов начала века, что-то вроде махолета Лилиенталя (такой есть, например, в музее Жуковского на улице Радио)».

Проведение уникальных работ над махолетом «Летатлин» — самой масштабной комплексной научно-исследовательской реставрации в его истории. Фото: Евгений Алексеев / Государственная Третьяковская галерея
Проведение уникальных работ над махолетом «Летатлин» — самой масштабной комплексной научно-исследовательской реставрации в его истории.
Фото: Евгений Алексеев / Государственная Третьяковская галерея

Исследовательские и восстановительные работы в Третьяковке велись с осени 2016 года. Как сообщает пресс-служба, это была самая масштабная комплексная научно-исследовательская реставрация за все время существования «Летатлина», осуществленная при поддержке «Группы ЛСР». Восстановленный махолет можно будет увидеть в постоянной экспозиции Третьяковки с другими произведениямии Владимира Татлина.

Проведение уникальных работ над махолетом «Летатлин» — самой масштабной комплексной научно-исследовательской реставрации в его истории. Фото: Евгений Алексеев / Государственная Третьяковская галерея
Проведение уникальных работ над махолетом «Летатлин» — самой масштабной комплексной научно-исследовательской реставрации в его истории.
Фото: Евгений Алексеев / Государственная Третьяковская галерея

Безмоторный летательный аппарат для индивидуального полета был создан Владимиром Татлиным вместе с помощниками, студентами Вхутеина — А.Г.Сотниковым, Г.С.Павильоновым, А.В.Щипицыным, А.Е.Зеленским, хирургом М.А.Гейнце, летчиком-инструктором А.В.Лосевым в 1929–1932 годах. Этот объект состоит из четырех частей: двух крыльев разного вида (левое — с тканевой обтяжкой, правое — без нее), фюзеляжа и подвесной плетеной люльки. Изготовлен аппарат из различных материалов: дерева — остов всей конструкции выполнен из гнутых реек со вставками из китового уса и с обмоткой киперной лентой; металла — рычаги управления, подшипники, накладные планки на лонжеронах крыльев; проволоки — под обтяжкой левого крыла; пробки — вставки в конструктивных сочленениях фюзеляжа; ткани — обтяжка левого крыла; кожи — ремни и шнуры; ротанга — плетеной люльки. В 1932 году Татлин впервые представил на персональной выставке в Государственном музее нового западного искусства весь проект по созданию «Летатлина» — три модели летательных аппаратов и отдельные элементы, рисунки и чертежи. Как считают специалисты Третьяковки, после нескольких показов в 1930-е годы ни один из аппаратов, вероятно, полностью не уцелел.

Проведение уникальных работ над махолетом «Летатлин» — самой масштабной комплексной научно-исследовательской реставрации в его истории. Фото: Евгений Алексеев / Государственная Третьяковская галерея
Проведение уникальных работ над махолетом «Летатлин» — самой масштабной комплексной научно-исследовательской реставрации в его истории.
Фото: Евгений Алексеев / Государственная Третьяковская галерея

В середине 1950-х годов, после смерти Татлина, его наследие было разделено между музеями. Отдельные элементы махолета попали в Центральный дом авиации, противовоздушной и противохимической обороны имени М.В.Фрунзе. В 1977-м восстановленный махолет экспонировался вновь как художественный объект на персональной выставке Татлина в Центральном доме литераторов. В каталоге выставки он впервые назван «Летатлин № 3». В 1990-е годы «Летатлин» неоднократно экспонировался на выставках. Последние 20 лет «Летатлин» выставлялся в ангаре Центрального музея ВВС РФ в поселке Монино вместе с военной техникой, несмотря на то что махолет — конструкция чисто концептуальная — на практике никогда не летал.  «Это наиболее сложная динамичная материальная форма, которая может войти в обиход советских масс как предмет ширпотреба, — пояснял Татлин. — Летательный аппарат — форма, которая отвечает потребности момента в преодолении человеком пространства».

Материалы по теме:
Куда полетит «Летатлин»?
Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
3
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
4
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
5
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
6
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+