18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Летатлин» залетел в Третьяковку

Единственный сохранившийся махолет Владимира Татлина, один из главных символов русского авангарда, войдет в основную экспозицию Новой Третьяковки

5 декабря в Новой Третьяковке на Крымском Валу будет представлен знаменитый «Летатлин» — безмоторный летательный аппарат, созданный Владимиром Татлиным в 1929–1932 годах. В Третьяковскую галерею уникальный объект попал из Центрального музея Военно-воздушных сил РФ в Монино. С просьбой передать махолет для экспонирования и реставрации Третьяковка обратилась в ЦМ ВВС в 2016 году. В начале прошлого года стало известно о переезде экспонатов ЦМ ВВС в создаваемый в Кубинке военно-патриотический парк «Патриот», и экспертное сообщество обеспокоилось дальнейшей судьбой орнитоптера. «Это замечательное явление далеко выходит за рамки авангарда. „Летатлин“ — романтический памятник поиску невозможного, удивительно изящный объект дизайна. Он давно вошел в род русского искусства, порождая новые произведения», — рассказывала тогда TANR координатор общественного движения «Архнадзор» Марина Хрусталева.

Александра Селиванова, руководитель Центра авангарда на Шаболовке, рассказала нашей газете, что передача «Летатлина» Третьяковке — большая удача. «Это уникальный случай, что музей авиации в Монино выдает „Летатлин“, так как они не делали этого много лет, если не десятилетий. Я безуспешно пыталась получить его на выставку „Авангард и авиация“ (2014) в Еврейском музее и центре толерантности. Мне говорили, что необходима реставрация, но в целом у меня тогда создалось ощущение, что руководство не вполне осознает ценность „Летатлина“ именно как произведения искусства — он был представлен в экспозиции как один из махолетов начала века, что-то вроде махолета Лилиенталя (такой есть, например, в музее Жуковского на улице Радио)».

Исследовательские и восстановительные работы в Третьяковке велись с осени 2016 года. Как сообщает пресс-служба, это была самая масштабная комплексная научно-исследовательская реставрация за все время существования «Летатлина», осуществленная при поддержке «Группы ЛСР». Восстановленный махолет можно будет увидеть в постоянной экспозиции Третьяковки с другими произведениямии Владимира Татлина.

Безмоторный летательный аппарат для индивидуального полета был создан Владимиром Татлиным вместе с помощниками, студентами Вхутеина — А.Г.Сотниковым, Г.С.Павильоновым, А.В.Щипицыным, А.Е.Зеленским, хирургом М.А.Гейнце, летчиком-инструктором А.В.Лосевым в 1929–1932 годах. Этот объект состоит из четырех частей: двух крыльев разного вида (левое — с тканевой обтяжкой, правое — без нее), фюзеляжа и подвесной плетеной люльки. Изготовлен аппарат из различных материалов: дерева — остов всей конструкции выполнен из гнутых реек со вставками из китового уса и с обмоткой киперной лентой; металла — рычаги управления, подшипники, накладные планки на лонжеронах крыльев; проволоки — под обтяжкой левого крыла; пробки — вставки в конструктивных сочленениях фюзеляжа; ткани — обтяжка левого крыла; кожи — ремни и шнуры; ротанга — плетеной люльки. В 1932 году Татлин впервые представил на персональной выставке в Государственном музее нового западного искусства весь проект по созданию «Летатлина» — три модели летательных аппаратов и отдельные элементы, рисунки и чертежи. Как считают специалисты Третьяковки, после нескольких показов в 1930-е годы ни один из аппаратов, вероятно, полностью не уцелел.

В середине 1950-х годов, после смерти Татлина, его наследие было разделено между музеями. Отдельные элементы махолета попали в Центральный дом авиации, противовоздушной и противохимической обороны имени М.В.Фрунзе. В 1977-м восстановленный махолет экспонировался вновь как художественный объект на персональной выставке Татлина в Центральном доме литераторов. В каталоге выставки он впервые назван «Летатлин № 3». В 1990-е годы «Летатлин» неоднократно экспонировался на выставках. Последние 20 лет «Летатлин» выставлялся в ангаре Центрального музея ВВС РФ в поселке Монино вместе с военной техникой, несмотря на то что махолет — конструкция чисто концептуальная — на практике никогда не летал.  «Это наиболее сложная динамичная материальная форма, которая может войти в обиход советских масс как предмет ширпотреба, — пояснял Татлин. — Летательный аппарат — форма, которая отвечает потребности момента в преодолении человеком пространства».

Материалы по теме:
Куда полетит «Летатлин»?
Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+