18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Куда полетит «Летатлин»?

№41, март 2016
№41
Материал из газеты

Куда после ликвидации Центрального музея Военно-воздушных сил отправится один из главных памятников русского авангарда?

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Справка

«Не меньше Венеры Милосской»

Летатлин — безмоторный индивидуальный летательный аппарат, орнитоптер. Концептуальное произведение Владимира Татлина, созданное им вместе с помощниками в 1929–1932 годах в трех практически идентичных экземплярах. К сегодняшнему дню сохранился один, с некоторыми утраченными деталями, про который художник сказал: «Я сделал вещь не меньше Венеры Милосской».

В 1954 году после смерти Татлина все его наследие признали выморочным и распределили по московским музеям, а также передали в Центральный государственный архив литературы и искусства (ныне — Российский государственный архив литературы и искусства в Санкт-Петербурге).

В Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина попали не только все театральные эскизы художника, но и разработки дизайна одежды, посуды, промышленных объектов, фотографии макетов.
Первое время туда же был определен и сохранившийся Летатлин, позже переданный в ЦМ ВВС Министерства обороны.

Еще…

Уникальная инженерно-скульптурная конструкция Летатлин была создана Владимиром Татлиным в 1929–1932 годах. Знаменитая композиция, впервые возникшая в стихах Велимира Хлебникова в 1912 году, после Второй мировой попала в коллекцию Центрального музея Военно-воздушных сил России (ЦМ ВВС), базирующегося в подмосковном поселке Монино.

От Владимира Татлина подлинных объектов сохранилось мало. Его идеи носили не всегда художественный, но зачастую прикладной характер, поскольку должны были внедряться в новый быт, в новое производство, но до серийного воплощения так и не дошли. Большая часть вещей, представленных на его последней мемориально-юбилейной выставке Бесконечная Татлин Чаша Великого в Государственной Третьяковской галерее в октябре 2011 года, были репликами и реконструкциями. Повторением является и монументальная Башня Третьего Интернационала, встречающая посетителей в фойе Третьяковки на Крымском Валу, важнейший символ русского ХХ века, не менее эпохальный, чем Черный квадрат Казимира Малевича.

Впрочем, Марина Хрусталева, координатор общественного движения «Архнадзор», объяснила TANR значение Летатлина гораздо шире: «Это замечательное явление далеко выходит и за рамки авангарда. Летатлин — романтический памятник поиску невозможного, удивительно изящный объект дизайна. Он давно вошел в род русского искусства, порождая новые произведения».

Сейчас все экспонаты монинского музея делегированы Военно-патриотическому парку культуры и отдыха Вооруженных сил РФ «Патриот» в Кубинке Одинцовского района, основанному в 2014 году. Музейная коллекция в ближайшее время должна переехать из одной части Московской области в другую, что может оказаться судьбоносным для большинства машин.

Правда, в Монино, где музей организовали еще в 1958 году, уникальные самолеты размещаются под открытым небом. Но, как заверяют специалисты, в таком неподвижном состоянии они могут просуществовать еще долго. Тогда как перемещение их с места на место, разборка и сборка в совсем недавно организованном парке в Кубинке может обернуться катастрофой.

Впрочем, уже составлена «дорожная карта» переезда парка крылатых экспонатов, подписанная начальником управления культуры Министерства обороны РФ Антоном Губанковым, и официально представлена как в Кубинке, так и в Монино.
Нас пока интересует один, но, безусловно, важный экспонат, находящийся под постоянной крышей, в зале № 3 и описываемый на сайте музея парой слов. Выдающейся скульптуре, при этом совершенно непрофильной для военно-исторического собрания, уделено внимания меньше, чем расположенным рядом моделям советских дирижаблей и авиационным синхронным пулеметам.

Первой забила тревогу о судьбе Летатлина Марина Хрусталева на сайте Энциклопедии русского авангарда: «Куда он попадет? В Третьяковскую галерею, сделавшую ставку на продвижение авангарда? В Пушкинский музей, где он когда-то парил над Давидом? В Центр авангарда при Еврейском музее? Или исчезнет в неизвестном направлении при переезде? Думаю, уважаемым институциям стоит поторопиться. Риск конкуренции отступает перед риском потерять уникальный и такой беззащитный объект…»

Справка

Кирилл Светляков
Куратор отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи

Я надеюсь, что Летатлина передадут в Третьяковскую галерею. Замечательно, что в свое время Летатлин нашел прибежище в Центральном музее Военно-воздушных сил и таким образом был спасен от уничтожения, поскольку художественные музеи его, вероятно, не принимали и не считывали как произведение искусства. Правда, для истории авиации Летатлин никакого особенного значения не имеет, это авангардистский художественный проект. Центральный музей ВВС находится в подчинении Минобороны, и если будет принято решение о его расформировании, то судьбой Летатлина — куда его передать, — распорядится министерство. Лучший выход — это, конечно же, Третьяковская галерея, где хранится коллекция ключевых работ Владимира Татлина разного времени. На Крымском Валу есть все условия для содержания и постоянного экспонирования Летатлина в вестибюлях или выставочных залах.

Еще…
Справка

Марина Хрусталева
Координатор общественного движения «Архнадзор»

Летатлин — один из ответов на вопрос, отчего люди не летают так, как птицы; один из длинной череды безуспешных попыток: от мифологического архитектора Дедала, строителя Лабиринта, к механическим крыльям Леонардо да Винчи, планерам Лилиенталя и махолетам Митурича. Крыльями наделялись египетская богиня Исида и древнегреческая Ника, античные гении и христианские ангелы, таинственные «дозорные» из Глупостей Гойи и «французский Дедал» Викториус из романа Ретифа де ла Бретона. Наука доказала, что машущий полет для человека невозможен. Но Татлин, как и Леонардо, был убежден в обратном. Летатлин — романтический памятник поиску невозможного, удивительно изящный объект дизайна. Он давно вошел в код русского искусства, порождая новые произведения: Летающий пролетарий Юрия Аввакумова, Летишков Леонида Тишкова, Икарушка Василия Щетинина — оммаж Летатлину, на десятилетия спрятанному в подмосковном ангаре Музея ВВС.

Еще…
Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
6
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
7
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+