18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Куда полетит «Летатлин»?

№41
Материал из газеты

Куда после ликвидации Центрального музея Военно-воздушных сил отправится один из главных памятников русского авангарда?

Справка

«Не меньше Венеры Милосской»

Летатлин — безмоторный индивидуальный летательный аппарат, орнитоптер. Концептуальное произведение Владимира Татлина, созданное им вместе с помощниками в 1929–1932 годах в трех практически идентичных экземплярах. К сегодняшнему дню сохранился один, с некоторыми утраченными деталями, про который художник сказал: «Я сделал вещь не меньше Венеры Милосской».

В 1954 году после смерти Татлина все его наследие признали выморочным и распределили по московским музеям, а также передали в Центральный государственный архив литературы и искусства (ныне — Российский государственный архив литературы и искусства в Санкт-Петербурге).

В Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина попали не только все театральные эскизы художника, но и разработки дизайна одежды, посуды, промышленных объектов, фотографии макетов.
Первое время туда же был определен и сохранившийся Летатлин, позже переданный в ЦМ ВВС Министерства обороны.

Еще…

Уникальная инженерно-скульптурная конструкция Летатлин была создана Владимиром Татлиным в 1929–1932 годах. Знаменитая композиция, впервые возникшая в стихах Велимира Хлебникова в 1912 году, после Второй мировой попала в коллекцию Центрального музея Военно-воздушных сил России (ЦМ ВВС), базирующегося в подмосковном поселке Монино.

От Владимира Татлина подлинных объектов сохранилось мало. Его идеи носили не всегда художественный, но зачастую прикладной характер, поскольку должны были внедряться в новый быт, в новое производство, но до серийного воплощения так и не дошли. Большая часть вещей, представленных на его последней мемориально-юбилейной выставке Бесконечная Татлин Чаша Великого в Государственной Третьяковской галерее в октябре 2011 года, были репликами и реконструкциями. Повторением является и монументальная Башня Третьего Интернационала, встречающая посетителей в фойе Третьяковки на Крымском Валу, важнейший символ русского ХХ века, не менее эпохальный, чем Черный квадрат Казимира Малевича.

Впрочем, Марина Хрусталева, координатор общественного движения «Архнадзор», объяснила TANR значение Летатлина гораздо шире: «Это замечательное явление далеко выходит и за рамки авангарда. Летатлин — романтический памятник поиску невозможного, удивительно изящный объект дизайна. Он давно вошел в род русского искусства, порождая новые произведения».

Сейчас все экспонаты монинского музея делегированы Военно-патриотическому парку культуры и отдыха Вооруженных сил РФ «Патриот» в Кубинке Одинцовского района, основанному в 2014 году. Музейная коллекция в ближайшее время должна переехать из одной части Московской области в другую, что может оказаться судьбоносным для большинства машин.

Правда, в Монино, где музей организовали еще в 1958 году, уникальные самолеты размещаются под открытым небом. Но, как заверяют специалисты, в таком неподвижном состоянии они могут просуществовать еще долго. Тогда как перемещение их с места на место, разборка и сборка в совсем недавно организованном парке в Кубинке может обернуться катастрофой.

Впрочем, уже составлена «дорожная карта» переезда парка крылатых экспонатов, подписанная начальником управления культуры Министерства обороны РФ Антоном Губанковым, и официально представлена как в Кубинке, так и в Монино.
Нас пока интересует один, но, безусловно, важный экспонат, находящийся под постоянной крышей, в зале № 3 и описываемый на сайте музея парой слов. Выдающейся скульптуре, при этом совершенно непрофильной для военно-исторического собрания, уделено внимания меньше, чем расположенным рядом моделям советских дирижаблей и авиационным синхронным пулеметам.

Первой забила тревогу о судьбе Летатлина Марина Хрусталева на сайте Энциклопедии русского авангарда: «Куда он попадет? В Третьяковскую галерею, сделавшую ставку на продвижение авангарда? В Пушкинский музей, где он когда-то парил над Давидом? В Центр авангарда при Еврейском музее? Или исчезнет в неизвестном направлении при переезде? Думаю, уважаемым институциям стоит поторопиться. Риск конкуренции отступает перед риском потерять уникальный и такой беззащитный объект…»

Справка

Кирилл Светляков
Куратор отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи

Я надеюсь, что Летатлина передадут в Третьяковскую галерею. Замечательно, что в свое время Летатлин нашел прибежище в Центральном музее Военно-воздушных сил и таким образом был спасен от уничтожения, поскольку художественные музеи его, вероятно, не принимали и не считывали как произведение искусства. Правда, для истории авиации Летатлин никакого особенного значения не имеет, это авангардистский художественный проект. Центральный музей ВВС находится в подчинении Минобороны, и если будет принято решение о его расформировании, то судьбой Летатлина — куда его передать, — распорядится министерство. Лучший выход — это, конечно же, Третьяковская галерея, где хранится коллекция ключевых работ Владимира Татлина разного времени. На Крымском Валу есть все условия для содержания и постоянного экспонирования Летатлина в вестибюлях или выставочных залах.

Еще…
Справка

Марина Хрусталева
Координатор общественного движения «Архнадзор»

Летатлин — один из ответов на вопрос, отчего люди не летают так, как птицы; один из длинной череды безуспешных попыток: от мифологического архитектора Дедала, строителя Лабиринта, к механическим крыльям Леонардо да Винчи, планерам Лилиенталя и махолетам Митурича. Крыльями наделялись египетская богиня Исида и древнегреческая Ника, античные гении и христианские ангелы, таинственные «дозорные» из Глупостей Гойи и «французский Дедал» Викториус из романа Ретифа де ла Бретона. Наука доказала, что машущий полет для человека невозможен. Но Татлин, как и Леонардо, был убежден в обратном. Летатлин — романтический памятник поиску невозможного, удивительно изящный объект дизайна. Он давно вошел в код русского искусства, порождая новые произведения: Летающий пролетарий Юрия Аввакумова, Летишков Леонида Тишкова, Икарушка Василия Щетинина — оммаж Летатлину, на десятилетия спрятанному в подмосковном ангаре Музея ВВС.

Еще…
Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+