18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Куда полетит «Летатлин»?

№41, март 2016
№41
Материал из газеты

Куда после ликвидации Центрального музея Военно-воздушных сил отправится один из главных памятников русского авангарда?

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Справка

«Не меньше Венеры Милосской»

Летатлин — безмоторный индивидуальный летательный аппарат, орнитоптер. Концептуальное произведение Владимира Татлина, созданное им вместе с помощниками в 1929–1932 годах в трех практически идентичных экземплярах. К сегодняшнему дню сохранился один, с некоторыми утраченными деталями, про который художник сказал: «Я сделал вещь не меньше Венеры Милосской».

В 1954 году после смерти Татлина все его наследие признали выморочным и распределили по московским музеям, а также передали в Центральный государственный архив литературы и искусства (ныне — Российский государственный архив литературы и искусства в Санкт-Петербурге).

В Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина попали не только все театральные эскизы художника, но и разработки дизайна одежды, посуды, промышленных объектов, фотографии макетов.
Первое время туда же был определен и сохранившийся Летатлин, позже переданный в ЦМ ВВС Министерства обороны.

Еще…

Уникальная инженерно-скульптурная конструкция Летатлин была создана Владимиром Татлиным в 1929–1932 годах. Знаменитая композиция, впервые возникшая в стихах Велимира Хлебникова в 1912 году, после Второй мировой попала в коллекцию Центрального музея Военно-воздушных сил России (ЦМ ВВС), базирующегося в подмосковном поселке Монино.

От Владимира Татлина подлинных объектов сохранилось мало. Его идеи носили не всегда художественный, но зачастую прикладной характер, поскольку должны были внедряться в новый быт, в новое производство, но до серийного воплощения так и не дошли. Большая часть вещей, представленных на его последней мемориально-юбилейной выставке Бесконечная Татлин Чаша Великого в Государственной Третьяковской галерее в октябре 2011 года, были репликами и реконструкциями. Повторением является и монументальная Башня Третьего Интернационала, встречающая посетителей в фойе Третьяковки на Крымском Валу, важнейший символ русского ХХ века, не менее эпохальный, чем Черный квадрат Казимира Малевича.

Впрочем, Марина Хрусталева, координатор общественного движения «Архнадзор», объяснила TANR значение Летатлина гораздо шире: «Это замечательное явление далеко выходит и за рамки авангарда. Летатлин — романтический памятник поиску невозможного, удивительно изящный объект дизайна. Он давно вошел в род русского искусства, порождая новые произведения».

Сейчас все экспонаты монинского музея делегированы Военно-патриотическому парку культуры и отдыха Вооруженных сил РФ «Патриот» в Кубинке Одинцовского района, основанному в 2014 году. Музейная коллекция в ближайшее время должна переехать из одной части Московской области в другую, что может оказаться судьбоносным для большинства машин.

Правда, в Монино, где музей организовали еще в 1958 году, уникальные самолеты размещаются под открытым небом. Но, как заверяют специалисты, в таком неподвижном состоянии они могут просуществовать еще долго. Тогда как перемещение их с места на место, разборка и сборка в совсем недавно организованном парке в Кубинке может обернуться катастрофой.

Впрочем, уже составлена «дорожная карта» переезда парка крылатых экспонатов, подписанная начальником управления культуры Министерства обороны РФ Антоном Губанковым, и официально представлена как в Кубинке, так и в Монино.
Нас пока интересует один, но, безусловно, важный экспонат, находящийся под постоянной крышей, в зале № 3 и описываемый на сайте музея парой слов. Выдающейся скульптуре, при этом совершенно непрофильной для военно-исторического собрания, уделено внимания меньше, чем расположенным рядом моделям советских дирижаблей и авиационным синхронным пулеметам.

Первой забила тревогу о судьбе Летатлина Марина Хрусталева на сайте Энциклопедии русского авангарда: «Куда он попадет? В Третьяковскую галерею, сделавшую ставку на продвижение авангарда? В Пушкинский музей, где он когда-то парил над Давидом? В Центр авангарда при Еврейском музее? Или исчезнет в неизвестном направлении при переезде? Думаю, уважаемым институциям стоит поторопиться. Риск конкуренции отступает перед риском потерять уникальный и такой беззащитный объект…»

Справка

Кирилл Светляков
Куратор отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи

Я надеюсь, что Летатлина передадут в Третьяковскую галерею. Замечательно, что в свое время Летатлин нашел прибежище в Центральном музее Военно-воздушных сил и таким образом был спасен от уничтожения, поскольку художественные музеи его, вероятно, не принимали и не считывали как произведение искусства. Правда, для истории авиации Летатлин никакого особенного значения не имеет, это авангардистский художественный проект. Центральный музей ВВС находится в подчинении Минобороны, и если будет принято решение о его расформировании, то судьбой Летатлина — куда его передать, — распорядится министерство. Лучший выход — это, конечно же, Третьяковская галерея, где хранится коллекция ключевых работ Владимира Татлина разного времени. На Крымском Валу есть все условия для содержания и постоянного экспонирования Летатлина в вестибюлях или выставочных залах.

Еще…
Справка

Марина Хрусталева
Координатор общественного движения «Архнадзор»

Летатлин — один из ответов на вопрос, отчего люди не летают так, как птицы; один из длинной череды безуспешных попыток: от мифологического архитектора Дедала, строителя Лабиринта, к механическим крыльям Леонардо да Винчи, планерам Лилиенталя и махолетам Митурича. Крыльями наделялись египетская богиня Исида и древнегреческая Ника, античные гении и христианские ангелы, таинственные «дозорные» из Глупостей Гойи и «французский Дедал» Викториус из романа Ретифа де ла Бретона. Наука доказала, что машущий полет для человека невозможен. Но Татлин, как и Леонардо, был убежден в обратном. Летатлин — романтический памятник поиску невозможного, удивительно изящный объект дизайна. Он давно вошел в код русского искусства, порождая новые произведения: Летающий пролетарий Юрия Аввакумова, Летишков Леонида Тишкова, Икарушка Василия Щетинина — оммаж Летатлину, на десятилетия спрятанному в подмосковном ангаре Музея ВВС.

Еще…
Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+