В Париже открылся музей Ива Сен-Лорана

Второй музей, в Марракеше, откроется тоже в октябре

Фото: ysl.com
Фото: ysl.com

«Смелости моих работ я обязан этой стране», — так Ив Сен-Лоран говорил о Марокко, куда он впервые попал в 1966 году. Два музея, посвященные французскому кутюрье, открываются в этом месяце: один в Париже, в столице его модной империи, а второй в Марракеше. Вместе они станут кульминацией многолетней деятельности фонда, который Сен-Лоран основал вместе со своим спутником жизни и деловым партнером Пьером Берже, скончавшимся 8 сентября этого года.

Музей Ива Сен-Лорана в Марракеше. Фото: Николас Матеус
Музей Ива Сен-Лорана в Марракеше.
Фото: Николас Матеус

Музей Ива Сен-Лорана в Париже открыл свои двери для публики 3 октября в особняке на авеню Марсо, где на протяжении почти трех десятилетий располагался дом моды знаменитого дизайнера. Музей в Марракеше начнет работу 19 октября в новом культурном центре на улице Ива Сен-Лорана (стоимость его строительства составила €15 млн). Музеи будут функционировать по-разному, но оба призваны сохранять память о Сен-Лоране и его дизайнерское наследие. Коллекция Фонда Пьера Берже — Ива Сен-Лорана из 5 тыс. нарядов от-кутюр, 15 тыс. аксессуаров и разнообразных архивных материалов будет перемещаться из музея в музей. Музей в Марракеше будет представлять около 1 тыс. экспонатов одновременно, в том числе 250 костюмов.

Исторический дом моды Сен-Лорана на авеню Марсо в Париже. Фото: Sacha
Исторический дом моды Сен-Лорана на авеню Марсо в Париже.
Фото: Sacha

Французская архитектурная фирма Studio KO, которая с 2001 года держит офис в Марракеше, построила лаконичное здание площадью 4 тыс. кв. м из розового гранита, меди и кирпича. Внешняя сдержанность отражает традиционные цвета города и контрастирует с ярким, цветным интерьером, включающим витражи в цветах Ива Сен-Лорана и книжный магазин в форме флакона его духов Opium. Главный выставочный зал с черными стенами вмещает 50 манекенов, рисунки и другие изображения, отражающие влияние Африки на дизайнера и подчеркивающие его происхождение (он родился и вырос в Алжире). В музее также будет зал для временных выставок, научная библиотека, аудитория на 150 мест, реставрационная мастерская и кафе.

Экспонаты парижского музея Ива Сен-Лорана. Фото: Люк Кастель
Экспонаты парижского музея Ива Сен-Лорана.
Фото: Люк Кастель

Директор музея в Марракеше Бьёрн Дальстрём ранее руководил музеем берберской культуры в Саду Мажореля — вилле и саду, которые были восстановлены Сен-Лораном и Берже. Прах дизайнера был развеян здесь после его смерти в 2008 году. Дальстрём надеется, что по крайней мере треть из 800 тыс. ежегодных посетителей комплекса придут и в новый музей. Местным жителям предоставляется 40%-ная скидка на билет стоимостью 100 дирхамов (примерно €9).

«Мы хотим развивать аудиторию в Марокко с помощью не только работ Сен-Лорана, но и современного искусства, которое в этой стране пока не выставлялось», — говорит директор. Программа выставок на 2018 год включает работы марокканского дизайнера Нуреддина Амира, ливанской поэтессы и художницы Этель Аднан и ее спутницы скульптора Симоны Фатталь, а также американского театрального художника Роберта Уилсона. Открытие будет посвящено французскому художнику XX века Жаку Мажорелю, в честь которого назван сад.

Парижская студия знаменитого дизайнера, где он работал на протяжении 30 лет, недавно была реконструирована. Фото: Люк Кастель
Парижская студия знаменитого дизайнера, где он работал на протяжении 30 лет, недавно была реконструирована.
Фото: Люк Кастель

В отличие от музея в Марракеше, который сконцентрируется на влиянии североафриканской культуры на творчество кутюрье, кураторы парижского музея рассматривают работы Сен-Лорана в более широком контексте индустрии от-кутюр. Центральным элементом музея стала студия дизайнера, наполненная образцами тканей, выкройками и предметами, принадлежавшими модельеру. Существовавший здесь раньше музей Фонда Пьера Берже — Ива Сен-Лорана закрылся на капитальный ремонт, обошедшийся в €4 млн, в апреле 2016 года.

Берже нашел средства на содержание двух музеев, продав большую часть коллекции предметов искусства, которую он долгие годы собирал вместе с Сен-Лораном («продажа века» на аукционе Christie’s в 2009 году принесла почти €375 млн для фонда и программ по исследованию ВИЧ), а также свою знаменитую библиотеку редких книг. «Я должен думать о будущем фонда», — говорил Берже в интервью The Art Newspaper в 2015 году. Теперь, после его смерти, фонду предстоит решить судьбу виллы «Оазис», частной резиденции пары в Марракеше.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+