Умер Пьер Берже

Бизнесмен, меценат, коллекционер, политик, один из основателей дома моды Yves Saint Laurent и журнала Globe скончался во Франции на 87-м году жизни

Пьер Берже. Фото: Eric Janse
Пьер Берже.
Фото: Eric Janse

Пьер Берже, один из самых значимых французских предпринимателей и коллекционеров, умер утром 8 сентября в своем имении в Сен-Реми-де-Прованс на юге Франции в возрасте 86 лет. Берже страдал от миопатии и последние несколько месяцев пользовался инвалидной коляской, чтобы встречаться с близкими в любимых парижских ресторанчиках. Бизнесмен, меценат, коллекционер, политик, один из основателей дома моды Yves Saint Laurent и журнала Globe умер незадолго до планируемого открытия двух музеев, в Париже и Марракеше, которые он посвятил своему партнеру Иву Сен-Лорану.

С 1954 года и до самой смерти Сен-Лорана в 2008 году Берже был компаньоном дизайнера, ведшего затворнический образ жизни в своей квартире на левом берегу Сены. «Он был художником — не я», — сказал Берже на похоронах модельера. Берже управлял финансовыми делами дома Yves Saint Laurent и сделал его всемирно известным брендом с оборотом более €200 млн. Три раза он продавал акции дома моды, в последний раз — миллионеру Франсуа Пино. Часть своего дохода Берже вложил в ежедневную газету Le Monde и журнал левого толка Le Nouvel Observateur. Он также активно спонсировал различные благотворительные кампании, в том числе по борьбе с ВИЧ и за легализацию однополых браков. Неоднократно Берже оказывал поддержку лондонской Национальной галерее и ряду парижских музеев.

Берже страстно любил искусство. С поэтом Жаном Кокто он познакомился вскоре после своего прибытия в Париж в 1948 году. Несколько лет поддерживал творчество своего друга художника Бернара Бюффе. Любитель музыки и оперы, короткое время при президенте Франсуа Миттеране, который тоже был его близким другом, Берже руководил Оперой Бастилии.

Ив Сен-Лоран и Пьер Берже в приобретенном ими шато «Габриель» в Нормандии. 1981 г. Фото: Fondation Pierre Bergé Yves Saint Laurent
Ив Сен-Лоран и Пьер Берже в приобретенном ими шато «Габриель» в Нормандии. 1981 г.
Фото: Fondation Pierre Bergé Yves Saint Laurent

Коллекцию предметов искусства, которую много лет собирал вместе с Ивом Сен-Лораном, Пьер Берже продал в 2009 году. Аукционный дом Christie’s устроил по этому поводу грандиозное трехдневное шоу в историческом Большом дворце — Гран-пале. Эти торги не напрасно назвали «распродажей века»: вырученная сумма составила €374 млн. Проданы были работы Анри Матисса (любимого художника Берже, особенно ценившего его марокканский период), Пита Мондриана, Константина Бранкузи, Пабло Пикассо, Поля Сезанна, а также средневековые эмали, миниатюры и изделия из серебра. После этого аукциона Берже решил распродать всю свою коллекцию целиком. Последним, что он выставил на торги, была его личная библиотека. Библиофильство было единственной страстью, которую его спутник Ив Сен-Лоран не разделял. Книги о поэзии, философии и музыке эпохи Ренессанса еще находятся в процессе продажи в аукционном доме Drouot.

Единственным же негативным эпизодом во время аукциона в Гран-пале стал протест Китая против продажи двух скульптур, изображающих головы животных. Работы были вывезены из страны британскими и французскими войсками еще в XIX веке. Прирожденный провокатор, Берже ответил, что будет счастлив вернуть их Китаю, «когда тот утвердит демократию», вернет тибетцам свободу и согласится принять далай-ламу на своей территории. Позже он продал скульптуры Франсуа Пино, который и вернул их на родину.

Берже также не побоялся вступить в спор с журналистами Le Monde. Когда консерваторы собрались на демонстрацию против однополых браков, он заявил, что был бы не против, если бы «там взорвалась бомба». Основатель дома Yves Saint Laurent славился своим непростым нравом, но также был известен и как необычайно щедрый и верный друг и деловой партнер.

Два года назад корреспонденту The Art Newspaper Russia удалось побеседовать с Пьером Берже. Встреча состоялась в здании парижского Фонда Берже — Сен-Лорана и была посвящена уже упомянутому аукциону, на котором распродавалась библиотека коллекционера: 1,6 тыс. книг, партитур и рукописей с XV до ХХ века. Полностью интервью читайте на сайте.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+