Московская биеннале современного искусства пройдет в Новой Третьяковке и покажет Бьорк и Олафура Элиассона

Московская биеннале современного искусства, которую в этом году готовит новая команда, определилась с участниками основного проекта «Заоблачные леса» и новым местом его проведения

Интерьеры Новой Третьяковки на Крымском Валу. Фото: «Золотое кольцо России»
Интерьеры Новой Третьяковки на Крымском Валу.
Фото: «Золотое кольцо России»

Куратор основного проекта «Заоблачные леса» 7-й Московской биеннале современного искусства, арт-директор Музея современного искусства Токио Юко Хасегава пригласила к участию 52 художника из 25 стран. Выставку покажут не в Манеже, как анонсировалось ранее, а в Новой Третьяковке на Крымском Валу, и продлится она беспрецедентные четыре месяца — с 19 сентября по 18 января.

Справка

СПРАВКА. Юко Хасегава, главный куратор Музея современного искусства в Токио, дважды входила в список 100 самых влиятельных людей в мире искусства по версии ArtReview — в 2014 и 2015 годах. В разные годы она была художественным руководителем 7-й Биеннале в Стамбуле (2001), сокуратором 4-й Шанхайской биеннале (2002), комиссаром японского павильона на 50-й Венецианской биеннале (2003), сокуратором 29-й Биеннале в Сан-Паулу (2010) и куратором Биеннале в Шардже (2013).

Еще…

Как стало известно TANR, Олафур Элиассон и Мэтью Барни, чей знаменитый видеопроект The Cremaster Cycle был показан на 2-й Московской биеннале, готовят новые произведения специально для Москвы. Бьорк представит уже готовую работу из числа тех, что были на ее прошлогодней выставке в Сомерсет-Хаусе в Лондоне, то есть это будет видеоинсталляция или проект, связанный с digital. И это вполне укладывается в  кураторскую концепцию, согласно которой леса являются метафорой земли и культурных корней, в то время как облака связаны с возможностями современных технологий в обмене информацией и общении без границ. При этом Хасегава хочет проявить связи, возникающие на стыке традиционного и нового. Также международный статус биеннале в этом году укрепляют Пьер Юиг, представлявший Францию на Венецианской биеннале в 2001 году, лауреат премии Тернера Лор Пруво — они специализируются на видеоинсталляциях и неоднократно удостоенный звания лучшего британского дизайнера Хуссейн Чалаян, в костюмах которого Бьорк была в турне и на обложке своего альбома Post.

The Weather Project Олафура Элиассона в Тейт Модерн. 2003 г. Фото: Studio Olafur Eliasso
The Weather Project Олафура Элиассона в Тейт Модерн. 2003 г.
Фото: Studio Olafur Eliasso

Из российских художников были выбраны творческое объединение «Куда бегут собаки» из Екатеринбурга, идеолог сибирского проекта «Быстровка» Алексей Мартинс, скульптор-ювелир Даши Намдаков, участница экспериментальной лаборатории Urban Fauna Laboratory Анастасия Потемкина, выпускник «Свободных мастерских» Илья Федотов-Федоров  и саунд- и медиахудожник Валя Фетисов.

Бьорк. Vulnicura. Фото: Somerset House
Бьорк. Vulnicura.
Фото: Somerset House

Нововведения нынешней биеннале касаются и схемы отбора художников — теперь заявку на участие мог подать любой желающий. В результате куратор рассмотрела более 600 заявок от художников и сотни рекомендаций от экспертного совета, музеев и частных организаций.

Еще одно новшество: часть произведений Хасегава отобрала из коллекции современного искусства Газпромбанка. Это, в частности, работы ироничных постмодернистов Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, а также выпускника ИПСИ Михаила Толмачева. 

Эпизод из цикла «Кремастер» Мэтью Барни. 1994–2002. Фото: Мэтью Барни
Эпизод из цикла «Кремастер» Мэтью Барни. 1994–2002.
Фото: Мэтью Барни

В состав параллельной программы вошли 69 проектов, в том числе «Бранкузи», подготовленный Мультимедиа Арт Музеем совместно с Центром Помпиду, и «60-е в Риме» Джозетты Фиорони в Московском музее современного искусства на Петровке.

Все выставки объединит информационно-навигационное бесплатное мобильное приложение, разработанное совместно с «Яндексом».

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Классик современного британского искусства считает, что для того, чтобы увидеть мир во всей его красоте, надо его рисовать, а не фотографировать, так как камера видит мир геометрически, а мы должны видеть психологически
16.11.2021
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+