18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Историю Московской биеннале переписывают заново

Сегодня стало известно о завершении реорганизации Московской биеннале современного искусства, один из основателей которой, Иосиф Бакштейн, в мае объявил о своем уходе с поста комиссара. Для решения организационных вопросов был вновь создан художественный фонд «Биеннале современного искусства», его президентом и руководителем биеннале стала Юлия Музыкантская. Творческие вопросы, такие как выбор куратора основного проекта и отбор выставок для специальной и параллельной программ, поручат экспертному совету во главе с ректором Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, комиссаром павильона России на Венецианской биеннале Семеном Михайловским. А продюсированием, логистикой и организацией основного проекта займется соучредитель фонда «Биеннале современного искусства», совладелец галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин.


Иосиф Маркович, чего вы ожидаете от новой команды?

Иосиф Бакштейн: Всего самого хорошего. Убежденности в принципах, благодаря которым создается такой важный проект как биеннале, профессионализма и знания того, как способствовать интеграции современного российского искусства в международную художественную среду. Процесс будет продолжен.

Юлия, как руководитель биеннале какие задачи вы для себя сейчас определяете приоритетными?

Юлия Музыкантская: Пять или шесть лет назад мы говорили с Иосифом Марковичем о том, чтобы я делала что-то для биеннале. Мы перешли от слов к делу только в начале этого года, и сейчас биеннале — это моя основная работа, для меня это очень интересный проект с точки зрения организаторских возможностей. Когда мы говорим о большой дискуссии на тему того, какая биеннале нам нужна, мы имеем в виду, что хотели бы пригласить на нее и представителей Министерства культуры, и всех институций. Сегодня мы просто объявили о том, что начинаем большую работу, в том числе по формализации контактов со спонсорами. Еще одна важная задача — создать механизм презентации российских художников для куратора основного проекта. И программа между выставками, потому что ее надо разработать и запустить, какие-то вещи хочется делать, поговорив с сообществом.

Какие площадки вы рассматриваете для проведения биеннале?

Дмитрий Ханкин: Манеж для основного проекта. Я считаю его лучшей площадкой для цельного, мощного высказывания музейного уровня. Обязательно возникнет так называемый стратегический проект — некое продолжение на тему основного проекта. Может быть, сделанное чуть острее, потому что к основному больше требований. Биеннале займет весь город, будет настоящая городская история.

Сколько человек вы ожидаете увидеть в экспертном совете?

Семен Михайловский: Мы определили те институции и тех экспертов, которых обязаны пригласить к совместной работе. Это те, кто связан с современным искусством и серьезно им занимается. А дальше мы собираемся получить ответ, выявить тех, кто вообще заинтересован в совместной работе. И затем моя задача — модерировать экспертов и пытаться найти общую платформу, на которой мы можем все объединиться. Это не какая-то частная история, а большое общее дело. Я считаю, что это очень сложная и, может быть, невозможная задача, но надо попытаться это сделать. Затем мы обсудим, как будет выглядеть эта биеннале, какие проекты мы ожидаем, кого интересно привлечь в качестве куратора, художников и каким образом выстроить эту работу. Делать это вне экспертного сообщества странно.

На посту куратора вы по-прежнему видите иностранца или же у биеннале может появиться российский куратор?

С. М.: Дискуссия по поводу биеннале, которая ожидается 16 июля, может быть, выявит позицию по этому поводу. Мы будем занимать позицию самую разумную.

Можно ли говорить о том, что Московская биеннале становится частной историей, на проведение которой государство не будет тратить средства?

Д. Х.: Она никак не может быть частной историей.

Ю. М.: Это сейчас становится историей арт-сообщества, коммунальной историей.

И. Б.: Фонд был частный с самого начала, государство нас поддерживало.

Ю. М.: Мы и сейчас рассчитываем на поддержку государства. Просто формы государственной поддержки могут быть разными, и для меня, например, очень важно, что и министерство, и Михаил Ефимович Швыдкой (спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству. — TANR) готовы оказывать помощь в международных контактах.

У команды биеннале наверняка и так есть все необходимые контакты.

Д. Х.: Конечно, есть. Но не правительственные.

Ю. М.: Для меня было очень важно, что Михаил Ефимович пообещал нам поддержку и помощь именно с такими контактами.

Д. Х.: Мы не можем обратиться к министру культуры Франции, а он может.

Ю. М.: Биеннале и в смысле чиновников становится немного коммунальной историей: помимо Министерства культуры, я бы хотела наладить сотрудничество с Министерством образования. Хочу сделать специальные студенческие карточки, как на Венецианской биеннале, и та образовательная программа, которую мы задумали, рассчитана и ориентирована именно на молодежь. Складывается впечатление, что вы ждете, что государство в лице какого-то своего представителя придет и скажет, какая биеннале нужна арт-сообществу, а мне кажется, что государство занимает сейчас очень комфортную и удобную для нас позицию, когда оно дает возможность арт-сообществу сформулировать свои пожелания, цели и задачи, обещая организационную поддержку.

Чувствуете ли вы себя более свободно при условии, что финансовой помощи от государства вы особо не ждете?

Д. Х.: Вопрос о цензуре не стоял никогда. Были острые высказывания, с критическим запалом. Это одно из мнений. Все остальное — вопрос ответственности куратора, взаимодействия экспертного совета и куратора и погруженности куратора в местный и интернациональный контекст через призму местного.

С. М.: Вопрос о цензуре — самый сложный из всех, которые есть, потому что современное искусство по природе провокативное и находится в пограничных ситуациях. Для меня прямой связи тут нет: вкладывают деньги, не вкладывают — все равно есть система ограничений, связанных с законодательством. Если ты его не нарушаешь, ты свободен. Вот и все. Это ясно и просто. Через экспертный совет кого-то ограничивать — таких задач нет.

Когда состоится назначение куратора основного проекта биеннале, ведь до ее проведения остается всего год?

Ю. М.: Мы надеемся, что в сентябре. Я рассчитываю завершить формирование экспертного совета к концу июля, и дальше уже под руководством Семена Ильича будет запущен процесс обсуждения.

Д. Х.: Это всегда так, во всех биеннале. Практика последних лет учит нас, что заканчивается один биеннальный цикл и в конце сразу объявляются куратор и тема на следующий цикл. Но это идеальная картина — мы живем не в идеальном мире. Оставшихся 13–14 месяцев вполне достаточно для подготовки проекта.

С. М.: В Венеции, например, до сих пор не объявлена тема основного проекта следующей арт-биеннале. Куратор назначен. Остается всего десять месяцев до открытия.

Дмитрий, вы говорили, что сделать хороший проект биеннале стоит $1,5–2 млн. Есть ли понимание, кто готов быть спонсором? С кем вы ведете переговоры?

Д. Х.: Со всеми. Может, проект будет стоить и $3 млн, и $7 млн — этого пока никто не знает. Зависит от того, с чем придет куратор.

Вряд ли вы договариваетесь с каким-нибудь условным молокозаводом…

Д. Х.: Отлично! Если молокозавод готов, то мы готовы.

Ю. М.: И молоко желательно выдавать за вредность.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+