18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Международную конфедерацию союзов художников хотят ликвидировать

Первое слушание в Верховном суде состоится 6 июля. Как считают в конфедерации, цель направленного против нее иска — захват собственности художников, в первую очередь здания ЦДХ и художественной коллекции

Дом творчества «Сенеж»
Дом творчества «Сенеж»

Иск о ликвидации Международной конфедерации союзов художников (МКСХ) направило в Верховный суд Министерство юстиции РФ. Среди причин — ведение неуставной деятельности, несоблюдение периодичности проведения исполкомов. Однако, как считают председатели союзов художников, входящих в состав конфедерации, истинная цель — это «отъем имущества в пользу заинтересованных неустановленных лиц».

Имущество МКСХ стоит отдельного упоминания. Международная конфедерация союзов художников — наследник Союза художников СССР, она была создана в 1992 году. Тогда национальную собственность СХ раздали бывшим республикам, общесоюзную признали равнодолевой, после чего 15 союзов бывших республик и 3 городских союза — Москвы, Петербурга, Киева — передали свои доли созданной ими конфедерации. Эта собственность теперь, по-видимому, и служит яблоком раздора: Центральный дом художника (одна часть вытянутого вдоль Крымской набережной здания принадлежит Третьяковской галерее, другая — МКСХ), огромная коллекция советской живописи (около 50 тыс. произведений искусства, в том числе 4,5 тыс. картин), «Подольск — АРТ Центр», выпускающий материалы для художников (там же оборудовано хранилище для коллекции), дома творчества «Сенеж» и «Хоста», издательство «Галарт» (бывший «Советский художник») и еще несколько объектов недвижимости.

Выставочное здание СХ СССР (Центральный дом художника). Н.П.Сукоян, Ю.Н.Шевердяев. Чертеж. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставочное здание СХ СССР (Центральный дом художника). Н.П.Сукоян, Ю.Н.Шевердяев. Чертеж.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Конфедерация привлекла к себе много внимания в 2014 году, когда выставила на аукцион Sotheby’s в Лондоне несколько работ из своей коллекции, в том числе полотна Григория Нисского «В пути» и «Над снегами», и продала их по рекордным ценам.

Впоследствии Генпрокуратура РФ сделала представление Министерству культуры РФ о нарушениях при вывозе культурных ценностей, их экспертизе и оценке. С тех пор конфедерацию тщательно проверяют: Генеральная прокуратура РФ (следствие еще идет), Налоговая служба РФ (как сообщил глава МКСХ Масут Фаткулин, нарушений вроде бы не нашла, с полученной на аукционе прибыли в £2 млн даже уплачено 40% налога), Министерство юстиции РФ (орган власти, регистрировавший МКСХ). Как утверждает Фаткулин, «Министерство юстиции запрашивало большой комплект документов и нашло по ним 15 нарушений в нашей деятельности, мы их все исправили». Например, прописали в уставе МКСХ, общественной организации, возможность получения дохода от сдачи в аренду собственности.

Тем не менее тучи над конфедерацией продолжали сгущаться. В январе 2017 года на своем внеочередном совете организация решилась на довольно отчаянный шаг — передать всю коллекцию государству, чтобы разом отмыться от упреков в ее «разбазаривании». Написали письма министру культуры Владимиру Мединскому и его первому заместителю Владимиру Аристархову. Как рассказали TANR в МКСХ, Владимир Аристархов ответил: сейчас государство не может принять коллекцию, так как расследование в рамках уголовного дела еще продолжается. С зимы и по сей день хранилище в Подольске, где находится коллекция, остается опечатанным. Шедевры из собрания конфедерации, которые в тот момент были на выставке в Центральном доме художника, пришлось так в ЦДХ и оставить. Сейчас им выделено там специальное помещение.

Полотно Сергея Базилева «Однажды на дороге» 1983 г. на выставке в ЦДХ. Фото: Татьяна Маркина, TANR
Полотно Сергея Базилева «Однажды на дороге» 1983 г. на выставке в ЦДХ.
Фото: Татьяна Маркина, TANR

Но главным объектом «рейдерского захвата», как называют ситуацию в конфедерации, остается само здание ЦДХ. Оно имеет экспозиционную площадь около 10 тыс. кв. м, в год его посещает более 1 млн человек. В 2008 году мэрия Москвы уже покушалась на ЦДХ, тогда на его месте решили построить бизнес-центр и гостиницу, все по проекту Нормана Фостера. Впрочем, вскоре великого архитектора сменила Москомархитектура. После бурных протестов общественности и профессионалов (Государственной Третьяковской галереи в том числе) инициатива сошла на нет. Что не отменяет необходимости реконструировать здание.

Согласно концепции развития Третьяковской галереи, работы по преобразованию здания на Крымском Валу должны быть закончены к 2023 году, причем реконструкция фасадов и инженерных систем затронет все строение, а внутренней части — только в музее. Как рассказал Масут Фаткулин, МКСХ была готова на сотрудничество: сдать часть помещения ЦДХ для выставок Третьяковской галерее и сделать сквозной проход из одного конца здания в другой, и даже вовсе выехать на какую-то иную площадку, например на «ЗИЛ-Арт». Но — не бесплатно, а на условиях компенсации, ведь конфедерации нужны деньги, чтобы проводить свои выставки, печатать книги.

Шедевры из коллекции МКСХ — полотна Зураба Церетели, Таира Салахова, Георгия Нисского, Александра Дейнеки. Фото: Татьяна Маркина, TANR
Шедевры из коллекции МКСХ — полотна Зураба Церетели, Таира Салахова, Георгия Нисского, Александра Дейнеки.
Фото: Татьяна Маркина, TANR

Приехавшие на внеочередной совет председатели союзов — членов конфедерации горячо выступили в ее защиту и написали обращение к руководству России (подписано девятью участниками). В нем они подчеркнули, что вся деятельность этой общественной организации направлена на «консолидацию стран постсоветского пространства». Действительно, в составе МКСХ по сей день состоят и Грузия, и Украина. А председатель Белорусского союза художников Рыгор Ситница выделил и другую политическую проблему. «Если идет вопрос о ликвидации конфедерации, — сказал он, — я буду ставить перед правительством своей страны вопрос о возвращении нам доли, некогда внесенной в МКСХ». Он также подчеркнул, что «в России прецедентов ликвидации международной общественной организации не было».

В четверг 6 июля в Верховном суде РФ состоится предварительное слушание по иску о ликвидации МКСХ, посвященное определению исковых требований, тогда же будет назначена дата первого слушания по существу дела.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
3
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
4
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
5
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
6
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
7
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+