18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Здание ЦДХ и коллекцию союза художников СССР отдадут государству

Коллекцию Международной конфедерации союзов художников – правопреемницы СХ СССР – передадут государству. Следующим шагом, по информации источников TANR, станет передача РФ главного актива Союза – Центрального дома художника в Москве

Справка

Решение о строительстве здания на Крымском Валу для Государственной картинной галереи СССР было принято еще в конце 1950-х годов, однако строительство затянулось больше чем на 20 лет, и здание, которое, по замыслу архитекторов, должно было напоминать Дворец дожей в Венеции, открылось только в начале 1980-х годов. В результате картинная галерея стала частью Третьяковской галереи, а другая половина здания отошла Союзу художников СССР.

Основные авторы здания — архитекторы Николай Сукоян и Юрий Шевердяев.

Половина здания, принадлежащая сейчас ЦДХ (МКСХ), имеет экспозиционную площадь около 10 000 м², в год его посещают более 1 млн чел. Здесь проходит до 300 выставок в год, в том числе ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction и Российский антикварный салон. В 1980-е годы именно в ЦДХ впервые в СССР прошли выставки западных звезд искусства XX века Гюнтера Юккера, Фрэнсиса Бэкона, Роберта Раушенберга и Джеймса Розенквиста, Сальвадора Дали, Жана Тэнгли, Гилберта и Джорджа, Янниса Кунеллиса. ЦДХ стал местом проведения ярмарки «Арт-Москва», фестиваля «Арх-Москва» и ретроспектив современных художников, таких как Олег Кулик или Эрвин Вурм. Здесь же находятся многие галереи. Однако тут регулярно проходили и мероприятия, не имеющие отношения к культуре, — например, меховой салон. В 2008 году мэрия Москвы решила снести ЦДХ и построить на его месте новое здание для Третьяковской галереи, бизнес-центра и гостиницы. Проект в виде 15-этажного разрезанного апельсина создал Норман Фостер. Однако вскоре ему на смену пришел другой проект, подготовленный Москомархитектурой. После бурных протестов общественности и профессионалов (и Государственной Третьяковской галереи в том числе) инициатива сошла на нет.

Еще…

Источники TANR, близкие к Международной конфедерации союзов художников (МКСХ), не раскрывая подробностей, сообщили, что коллекция советской живописи, собранная за годы существования Союза художников СССР (СХ), перейдет к Российской Федерации. Здание Центрального дома художников, вероятно, также станет собственностью государства. По имеющейся у нас информации, решению о передаче коллекции предшествовал обыск у главы МКСХ Масута Фаткулина. Сам Фаткулин, а также директор ЦДХ Василий Бычков ситуацию пока не комментируют. Однако в конфедерации не опровергают тот факт, что судьба коллекции сейчас активно обсуждается.

Если решение о смене собственника подтвердится, это будет означать, что коллекционеры советской живописи лишились последнего источника качественных работ, ЦДХ в нынешнем виде вскоре исчезнет, а занимаемая им часть здания на Крымском Валу, скорее всего, отойдет Третьяковской галерее, с которой ЦДХ сейчас делит здание.

Как и в случае со многими предприятиями, организациями и союзами, имущество которых после распада СССР меняло собственников, распределение активов СХ СССР вызывает много споров, которые не только не утихают, но становятся все жестче. Коллекция является лакомым куском для многих институций (Третьяковской галереи или, например, РОСИЗО), не говоря уже о самом здании — то, что Третьяковской галерее остро не хватает выставочных площадей, ее директор Зельфира Трегулова отмечала не раз. «Это не совсем скромно, но дело в том, что, придя в музей, я действительно поставила как цель и задачу долгосрочного развития восстановить справедливость в отношении этого здания и этой коллекции», — говорила в мае 2016 года Зельфира Трегулова «Новой газете».

Ассоциация общественных объединений «Международная конфедерация союзов художников» (МКСХ) была образована в 1992 году. На сайте конфедерации уточняется, что ее учредителями являются союзы художников, входившие в состав Союза художников СССР, и объявленные на последнем (VIII) съезде его правопреемниками. При образовании конфедерации все, что оказалось на территории каждой из бывших советских республик, вошло в юрисдикцию соответствующего национального союза. Ряд важных объектов оставили общими, например здание ЦДХ, издательство «Галарт» (бывший «Советский художник»), Дом творчества «Сенеж», «Подольск — АРТ Центр», выпускающий материалы для художников, и несколько нежилых помещений в Москве, которые сдаются в аренду. Коллекцию, оставшуюся от СХ СССР, решили считать единой и неделимой, и она целиком перешла в ведение конфедерации.

Коллекция конфедерации включает в себя около 50 тыс. произведений искусства, в том числе 4,5 тыс. картин. Эти произведения закупались десятилетиями в советскую эпоху с выставок (например, всесоюзных) и из мастерских художников. Часть работ перераспределялась в музеи, например Государственную Третьяковскую галерею, часть оставалась в фондах СХ, из них формировали национальные и международные путешествующие выставки. Качество работ неровно: попадаются лучшие вещи первых советских мастеров, но немало и купленных у номенклатуры СХ СССР, ведь продажи в союз были главным источником дохода советских художников. Хранится коллекция на базе упомянутого «Подольск — АРТ Центр».

В 2014 году пристальное внимание к МКСХ было приковано из-за продажи на аукционе Sotheby’s полотен соцреалистов из собрания конфедерации. Для сенсационных торгов тогда выбрали лучшие вещи собрания: «Юного конструктора» Александра Дейнеки (1966), «Над снегами» Георгия Нисского (1964), «Воспоминание о военном хлебе» Юрия Пименова (1963), «Идет первый теплоход» Владимира Стожарова (1965). К ним добавили графику первых имен соцреализма и набор работ действующих членов СХ. Лондонские торги принесли конфедерации около £2 млн; один только Нисский ушел за £1,5 млн. Это самая высокая цена, полученная на аукционах не просто за работы Георгия Нисского, но и вообще за произведение социалистического реализма, и вторая, если рассматривать в целом русских художников второй половины ХХ века, — дороже «Над снегами» только «Жук» Ильи Кабакова (1982), проданный в 2008 году за £2,9 млн. Купил и Нисского, и еще несколько работ (они появлялись на аукционе в два приема) Алексей Ананьев, основатель ИРРИ, — сейчас их можно видеть на почетном месте в обновленной экспозиции института.

Инициатором выхода коллекции на рынок был глава конфедерации — художник Масут Фаткулин. Вырученные средства планировалось использовать для проведения крупных выставок и возобновления практики закупок у художников. Инициативу собирались развивать. Несколько работ, например «Мальчики» Александра Дейнеки, были проданы крупным коллекционерам в России, конфедерация даже основала для продажи соцреализма специальную галерею в ЦДХ.

В 2016 году министр культуры РФ Владимир Мединский инициировал проверку Генпрокуратуры по факту вывоза из страны картин, которые были выставлены на торги Sotheby’s. Как передавал ТАСС, претензии Генпрокуратуры были связаны с порядком выдачи министерством разрешений на вывоз культурных ценностей за границу. Управление Минкультуры по Центральному федеральному округу в 2014 году оформило на главу МКСХ Масута Фаткулина и главного хранителя коллекции Рушанию Ахунову разрешительные документы на вывоз за рубеж восьми произведений живописи и восьми графических работ. При этом разрешения они получили как частные лица, хотя собственником произведений искусства являлась конфедерация, отмечало информагентство.

Составить представление о собрании МКСХ еще можно успеть: прямо сейчас на третьем этаже ЦДХ показана чуть не тысяча произведений живописи, графики, скульптуры и ткачества (до 19 марта). Здесь можно увидеть «Юного конструктора» Александра Дейнеки, «Лирическое новоселье» Юрия Пименова, самолеты Георгия Нисского. А также блок работ 1920–1930-х годов: вариант «Новой планеты» Константина Юона, полотна Мартироса Сарьяна, Павла Кузнецова, Игоря Грабаря. Сейчас цены на советское искусство упали, но £10 млн перечисленное стоит точно. Есть еще Тышлер, Попков, Жилинский, Стожаров. И бесчисленное множество работ менее именитых авторов, которые с рыночной точки зрения не стоят почти ничего, но, развешанные ровными рядами, дают серьезные поводы для размышлений о художниках советских — и современных. Объявлялось, что после завершения выставки шедевры советского искусства отправятся на гастроли по регионам России и странам СНГ. Что случилось в руководстве конфедерации, если оно приняло решение добровольно передать государству свой главный актив, свой козырь, который давал МКСХ и деньги, и славу, — художественную коллекцию, а также какая структура будет распоряжаться коллекцией — вот главные вопросы, ответы на которые еще предстоит получить.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+