18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Распродажа советского наследия только начинается

Одной из последних сенсаций русского арт-рынка стало появление на аукционе Sotheby’s полотен художников-соцреалистов из собрания Международной конфедерации союзов художников (МКСХ). Дальше — больше: осенью МКСХ планирует открыть в Центральном доме художника (ЦДХ) в Москве галерею, где будет продавать про­изведения из своей коллекции.

Справка

Цены на соцреализм

1. £1,762 млн ($2,953 млн) Георгий Нисский. Над снегами. 1964. Sotheby’s, 2014.
2. £945,8 тыс. ($1,538 млн) Юрий Пименов. Праздник Первомая. 1950. Sotheby’s, 2010
3. £581,9 тыс. (25 млн руб.) Александр Дейнека. Девушка, завязывающая ленту. 1951. «Совком», 2008
4. £517,9 тыс. ($842 тыс.) Виктор Попков. Семья в июле. 1969. Sotheby’s, 2010
5. £418,9 тыс. (18 млн руб.) Александр Дейнека. Бегущие девушки. 1941. «Совком», 2008
6. £418,9 тыс. (18 млн руб.) Александр Самохвалов. Портрет летчика. 1933. «Совком», 2008
7. £410 тыс. Владимир Стожаров. Идет первый теплоход. 1965. Sotheby’s, 2014
8. £361 тыс. ($566 тыс.) Александр Герасимов. Натюрморт с розами. 1935. Sotheby’s, 2012

Еще…

Рынок соцреализма скуден, серьезных работ на нем немного. Когда-то, на волне от перестройки и падения СССР, за рубеж вынесло довольно много произведений, вернее, очень много: дилеры, западные и наши, грузовиками вывозили содержимое мастерских советских художников, без госзаказа оставшихся не у дел. Сталины и пионерки, советские праздники и физкультурные парады, изредка букеты и пейзажи — вначале их скупали западные коллекционеры, с середины 2000‑х годов эти полотна начали возвращаться к российским коллекционерам (за исключением Сталиных и пионерок, спрос на которых угас вовсе). Однако по действовавшей в советские времена системе в мастерской художника редко могли оставаться большие, выставочные, тематические полотна — разве что неудачные. Сохранялись только небольшие авторские повторения и лирическая «необязательная» живопись.

Система работала двумя способами: госзаказ и закупки, осуществляемые союзами художников. Члены СХ работали на художественных комбинатах, выполняя заказы госучреждений и госпредприятий (в каждом заводоуправлении висела какая-нибудь картина, не говоря про дома отдыха и клубы); кроме того, СХ СССР и республиканские или городские союзы организовывали выставки, обычно тематические (например, к 50-летию Октября), куда художники представляли свои работы, а закупочная комиссия выбирала лучшее. Если автор был известный, с ним могли заключить договор заранее, так сказать, с гарантией покупки.

Потом часть приобретенных работ СХ передавал в музеи, от столичных до далеких региональных, а другую часть возили в виде передвижных выставок по всей стране. Средства у СХ были огромные — больше, чем у Министерства культуры. Они поступали в виде отчислений от продажи картин, публикации каталогов или альбомов, с прибыли художественных комбинатов и художественных мастерских — СХ СССР был, наверное, самым богатым творческим союзом.

Справка

ДОСЬЕ
Международная конфедерация союзов художников (МКСХ)

Полное название — Ассоциация общественных организаций «Международная конфедерация союзов художников». Создана в 1992 году вместо прекратившего свою деятельность  Союза  художников СССР. Ее учредителями являются республиканские и городские союзы художников, входившие в состав Союза художников СССР и объявленные на последнем (VIII) съезде его правопреемниками: Союз художников Азербайджана, Союз художников Армении, Белорусский союз художников, Союз художников Грузии, Союз художников Республики Казахстан, Союз художников Кыргызской Республики, Союз художников Республики Молдова, Союз художников России, Союз художников Таджикистана, Союз художников Туркменистана, Творческое объединение художников Узбекистана, Национальный Союз художников Украины, Киевская организация Национального Союза художников Украины, Московский союз художников, Санкт-Петербургский союз художников; также МКСХ связана двусторонними отношениями с союзами художников Латвии, Литвы, Эстонии. При образовании конфедерации все, что оказалось на территории каждой из бывших советских республик, вошло в юрисдикцию соответствующего национального союза. Ряд важных объектов оставили общими, например здание ЦДХ, издательство «Галарт», Дом творчества и отдыха «Сенеж», «Подольск-Арт Центр», выпускающий материалы для художников. Коллекцию, оставшуюся от СХ СССР, решили считать единой и неделимой, и она целиком перешла в ведение конфедерации. Коллекция включает около 50 тыс. произведений искусства, в том числе 4,5 тыс. картин.

Еще…

Когда СССР распался, то региональные и городские коллекции местных союзов были утрачены — преимущественно распроданы — и вкупе с имуществом заводских клубов, бывших всесоюзных здравниц и столичных гостиниц попали на рынок. И с тех пор никаких крупных явлений на рынке соцреализма не было, да и взяться им, в общем-то, было неоткуда.
Зато появились крупные коллекционеры. Среди самых серьезных — Институт русского реалистического искусства Алексея Ананьева и Арт-фонд семьи Филатовых. Поэтому решение МКСХ продавать работы из своих фондов вызвало ажиотаж.
Коллекция МКСХ сохранилась полностью — в том виде, как она досталась нынешнему коллективному владельцу в 1992 году. Около 50 тыс. произведений, прежде разбросанных по разным, часто неподходящим и случайным, хранилищам в Москве, были постепенно переведены в специальное помещение — перестроенный под современные требования хранения один из цехов Подольского завода художественных материалов. Для торгов на Sotheby’s выбрали вещи из самых лучших: Юного конструктора Александра Дейнеки (1966), Над снегами Георгия Нисского (1964), Воспоминание о военном хлебе Юрия Пименова (1963), Идет первый теплоход Владимира Стожарова (1965). К ним добавили графику первых имен соцреализма и набор работ действующих членов СХ. Лондонские торги принесли конфедерации около £2 млн; один только Нисский ушел за £1,5 млн (это «цена молотка» — столько, сколько досталось продавцу; покупатель же заплатил £1,762 млн — с учетом процентов аукционного дома). Это самая высокая цена, полученная на аукционах не просто за работы Георгия Нисского, но и вообще за произведение социалистического реализма, и вторая, если рассматривать в целом русских художников второй половины ХХ века, дороже Над снегами только Жук Ильи Кабакова (1982), проданный в 2008-м за £2,9 млн. Картина Юный конструктор Александра Дейнеки на торгах продана не была, хотя интерес к ней имелся явный.

Суммируя, на данный момент МКСХ — крупнейший игрок на рынке произведений соцреализма. Руководство конфедерации уверено, что сможет диктовать цены на первые имена, потому что такого качества и масштаба работ нет больше ни у кого.
На зимнем аукционе Sotheby’s (конец ноября 2014 года) снова появятся произведения из фондов МКСХ. Но еще раньше, в сентябре — октябре, в ЦДХ откроется галерея МКСХ. Название уже придумано — SUART. Это два зала площадью 200 и 60 м², профессионально оборудованные для показа живописи; там же есть помещения для хранения. На первой выставке (рабочее название — Советское наследие: шедевры из коллекции МКСХ) планируется показать лучшие вещи во главе с Юным конструктором; их коллекционеры смогут — если сойдутся в цене с МКСХ, — приобрести. «Будем приглашать заинтересованных лиц и вести переговоры», — сказал в интервью TANR председатель исполкома МКСХ Масут Фаткулин.


Масут Фаткулин: «Тягаться с нами никто не может»

Работы из коллекции конфедерации на Sotheby’s привлекли большое внимание. Вы так и рассчитывали?

Да. К советскому и российскому реалистическому искусству сейчас на Западе большой интерес — в основном, конечно, у коллекционеров российского, или советского, происхождения. В то же время все можно объяснить реальным и объективным восприятием высокого уровня того искусства. Работа Юный конструктор Александра Дейнеки вызвала в Лондоне фурор: она занимала центральное место в аукционном зале, была на билбордах и в журналах.

Однако на аукционе ее никто не купил.

Перед торгами мне намекали, что мы слишком подняли цену (у полотна был эстимейт £2–3 млн). Но мы считали — и продолжаем так считать, — что картина того стоит, и отказались снижать цену. Предыдущим лотом на торгах была также картина из нашей коллекции — Над снегами Георгия Нисского, цена на нее взлетела феерически — с эстимейта в £500–700 тыс. до £1,5 млн. Ее купил Алексей Ананьев, основатель Института русского реалистического искусства; у него большая коллекция, но шедевров музейного уровня в ней не очень много. Это был исторический рекорд для советской живописи. А вот на прекрасную девушку Дейнеки коллекционеры явно сговорились сбить цену — во время торгов за нее никто не боролся; зато сразу после торгов мне поступило несколько предложений продать картину за £1,8 млн, но я отказался. Те, кто предлагал, были очень расстроены. Ну а нам не обязательно было ее продавать — нам нужно было продемонстрировать уровень своей коллекции. Теперь все увидели, что мы монополисты на Дейнеку: ничего подобного ни у кого нет.

аверное, не только на Дейнеку. Какие первые имена советского искусства есть в коллекции конфедерации?

Картин Дейнеки у нас две было отличных. Но Мальчика мы в прошлом году продали в Москве — не за такую сумму, правда, как выставляли его на Sotheby’s, но за вполне внушительную. Много у нас работ Юрия Пименова, и очень хороших, — полтора десятка, наверное. Например, Лирическое новоселье, настоящий шедевр, художник получил за эту картину из серии Новые кварталы Ленинскую премию. (Кстати, Воспоминание о военном хлебе Пименова на Sotheby’s тоже не купили, а потом предложили нам отдать ее по нижнему эстимейту, за £500 тыс., и мы было уже согласились, но затем решили забрать работу назад.) У нас есть несколько отличных работ Владимира Стожарова, правда поменьше той, что продана на Sotheby’s за £410 тыс. Тягаться с нами никто не может. Музейные фонды не продаются, а наша коллекция не сравнится ни с одной частной. Мы коллекция мирового уровня, в соответствующем направлении, конечно.

Продолжите сотрудничать с Sotheby’s?

Продолжим. Дейнека был нашим паровозом. Мы вполне удовлетворены сотрудничеством, они тоже и готовы на наши условия, то есть выбирать, что продавать и за сколько, мы будем сами.

И что планируете выбрать?

У нас много работ Сергея Герасимова, но мы сейчас видим, что цены на него высоко не поднимутся. Многообещающий сегмент — художники Армении и Азербайджана; Sotheby’s активно развивает этот сектор, делает специальный тематический аукцион Crossroads, посвященный Кавказу, Центральной Азии, Ирану и Турции. Например, произведения Таира Салахова по хорошим ценам покупают азербайджанские коллекционеры, особенно ранние произведения, до 1980-х годов, цены доходят до $400–500 тыс. Работы Александра и Петра Смолиных, ярких представителей «сурового стиля», в какой-то момент были востребованны. Произведения Павла Никонова спроса не находят.

Покупатели в этом разделе все русские, их не так много, и их вкусы мы в целом знаем. Петр Авен если и покупает советских художников, то работы должны быть довоенными. Алексей Ананьев приобретает классический соцреализм. Андрей Филатов интересуется произведениями Виктора Попкова. Некоторые коллекционеры проявляют интерес к ленинградской школе, например к картинам Андрея Мыльникова и Евсея Моисеенко, но у Санкт-Петербургского союза художников не осталось ничего, работы есть только у нас. Однако для нас не важно распродавать все прямо сейчас!

А что важно?

Занять на рынке достойное место и определиться с трендом. Мы уже добились того, что советское искусство было представлено достойными вещами и достойно оценено. Это потянет за собой и цены на современных художников реалистического направления. Я знаю, что многие покупатели и профессиональные продавцы, например галеристы, заходившие в залы Sotheby’s, пока там висела наша живопись, очень удивлялись: прежде они не видели ничего подобного, не знают этих имен. Моя картина Гранаты из Кувы очень их заинтересовала (и была продана на Sotheby’s за £45 тыс.). Кроме советских классиков, мы выдвинули на Sotheby’s девять работ современных российских художников-реалистов — и пять из них были приобретены. Sotheby’s обозначил уровень цен, и в Москве мы будем ориентироваться на них.

Собираетесь продавать работы из коллекции и в Москве?

Мы считаем, они не должны лежать на складе и покрываться пылью. Сейчас мы завершаем в ЦДХ строительство галереи, которая будет принадлежать конфедерации, мы назвали ее SUART. Будем делать там регулярные выставки, приглашать заинтересованных лиц, вести переговоры. Что-то будем продавать, но будем и покупать.

Речь о системе закупок вроде той, что была в Союзе художников СССР?

При СССР покупали в гораздо большем объеме и, положа руку на сердце, не всегда самого лучшего качества. Был междусобойчик: сначала работы начальства, потом приближенных… Поэтому у нас теперь часть работ — процентов 20 от коллекции — не самые лучшие. Мы образовали экспертную комиссию, выработали правила. Каждому союзу, входящему в конфедерацию, даем возможность представить на рассмотрение комиссии определенное количество работ, вначале в виде репродукций. Потом то, что заслуживает внимания, будем привозить на выставку и с нее выбирать. Работы председателей я запретил даже рассматривать — и свои тоже.

Какие требования будут предъявляться к работам?

Главное требование — качество. Никаких требований к тематике, естественно, не будет, — как и к виду искусства, и к жанру.

Но это должен быть реализм?

На любой выставке конфедерации есть нефигуративные работы. Такое искусство у нас никакого шока или неприятия не вызывает. Художники-профессионалы всегда могут отличить хорошую работу — не важно, фигуративная она или нет.

Как будете определять цену?

Как на Sotheby’s, где за начинающего никогда не дают много. Начнем с £5–6 тыс. примерно — другие и по такой цене не купят, у нас ведь нет рынка на реализм. Для любого художника важно, чтобы его творчество было доступно людям, а не пылилось в мастерской, и мы будем показывать эти работы. Нынешней молодежи сложно работать в классической технике, нужно уметь ее совмещать с остротой, со взглядом современного художника. Я уверен, что фигуратив еще далеко не исчерпал свои возможности и картину маслом никто не отменял. У актуальных художников есть больше шансов продвинуться: свои галереи, биеннале. Вот и у нас будут свои.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+