18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Международную конфедерацию союзов художников хотят ликвидировать

Первое слушание в Верховном суде состоится 6 июля. Как считают в конфедерации, цель направленного против нее иска — захват собственности художников, в первую очередь здания ЦДХ и художественной коллекции

Иск о ликвидации Международной конфедерации союзов художников (МКСХ) направило в Верховный суд Министерство юстиции РФ. Среди причин — ведение неуставной деятельности, несоблюдение периодичности проведения исполкомов. Однако, как считают председатели союзов художников, входящих в состав конфедерации, истинная цель — это «отъем имущества в пользу заинтересованных неустановленных лиц».

Имущество МКСХ стоит отдельного упоминания. Международная конфедерация союзов художников — наследник Союза художников СССР, она была создана в 1992 году. Тогда национальную собственность СХ раздали бывшим республикам, общесоюзную признали равнодолевой, после чего 15 союзов бывших республик и 3 городских союза — Москвы, Петербурга, Киева — передали свои доли созданной ими конфедерации. Эта собственность теперь, по-видимому, и служит яблоком раздора: Центральный дом художника (одна часть вытянутого вдоль Крымской набережной здания принадлежит Третьяковской галерее, другая — МКСХ), огромная коллекция советской живописи (около 50 тыс. произведений искусства, в том числе 4,5 тыс. картин), «Подольск — АРТ Центр», выпускающий материалы для художников (там же оборудовано хранилище для коллекции), дома творчества «Сенеж» и «Хоста», издательство «Галарт» (бывший «Советский художник») и еще несколько объектов недвижимости.

Конфедерация привлекла к себе много внимания в 2014 году, когда выставила на аукцион Sotheby’s в Лондоне несколько работ из своей коллекции, в том числе полотна Григория Нисского «В пути» и «Над снегами», и продала их по рекордным ценам.

Впоследствии Генпрокуратура РФ сделала представление Министерству культуры РФ о нарушениях при вывозе культурных ценностей, их экспертизе и оценке. С тех пор конфедерацию тщательно проверяют: Генеральная прокуратура РФ (следствие еще идет), Налоговая служба РФ (как сообщил глава МКСХ Масут Фаткулин, нарушений вроде бы не нашла, с полученной на аукционе прибыли в £2 млн даже уплачено 40% налога), Министерство юстиции РФ (орган власти, регистрировавший МКСХ). Как утверждает Фаткулин, «Министерство юстиции запрашивало большой комплект документов и нашло по ним 15 нарушений в нашей деятельности, мы их все исправили». Например, прописали в уставе МКСХ, общественной организации, возможность получения дохода от сдачи в аренду собственности.

Тем не менее тучи над конфедерацией продолжали сгущаться. В январе 2017 года на своем внеочередном совете организация решилась на довольно отчаянный шаг — передать всю коллекцию государству, чтобы разом отмыться от упреков в ее «разбазаривании». Написали письма министру культуры Владимиру Мединскому и его первому заместителю Владимиру Аристархову. Как рассказали TANR в МКСХ, Владимир Аристархов ответил: сейчас государство не может принять коллекцию, так как расследование в рамках уголовного дела еще продолжается. С зимы и по сей день хранилище в Подольске, где находится коллекция, остается опечатанным. Шедевры из собрания конфедерации, которые в тот момент были на выставке в Центральном доме художника, пришлось так в ЦДХ и оставить. Сейчас им выделено там специальное помещение.

Но главным объектом «рейдерского захвата», как называют ситуацию в конфедерации, остается само здание ЦДХ. Оно имеет экспозиционную площадь около 10 тыс. кв. м, в год его посещает более 1 млн человек. В 2008 году мэрия Москвы уже покушалась на ЦДХ, тогда на его месте решили построить бизнес-центр и гостиницу, все по проекту Нормана Фостера. Впрочем, вскоре великого архитектора сменила Москомархитектура. После бурных протестов общественности и профессионалов (Государственной Третьяковской галереи в том числе) инициатива сошла на нет. Что не отменяет необходимости реконструировать здание.

Согласно концепции развития Третьяковской галереи, работы по преобразованию здания на Крымском Валу должны быть закончены к 2023 году, причем реконструкция фасадов и инженерных систем затронет все строение, а внутренней части — только в музее. Как рассказал Масут Фаткулин, МКСХ была готова на сотрудничество: сдать часть помещения ЦДХ для выставок Третьяковской галерее и сделать сквозной проход из одного конца здания в другой, и даже вовсе выехать на какую-то иную площадку, например на «ЗИЛ-Арт». Но — не бесплатно, а на условиях компенсации, ведь конфедерации нужны деньги, чтобы проводить свои выставки, печатать книги.

Приехавшие на внеочередной совет председатели союзов — членов конфедерации горячо выступили в ее защиту и написали обращение к руководству России (подписано девятью участниками). В нем они подчеркнули, что вся деятельность этой общественной организации направлена на «консолидацию стран постсоветского пространства». Действительно, в составе МКСХ по сей день состоят и Грузия, и Украина. А председатель Белорусского союза художников Рыгор Ситница выделил и другую политическую проблему. «Если идет вопрос о ликвидации конфедерации, — сказал он, — я буду ставить перед правительством своей страны вопрос о возвращении нам доли, некогда внесенной в МКСХ». Он также подчеркнул, что «в России прецедентов ликвидации международной общественной организации не было».

В четверг 6 июля в Верховном суде РФ состоится предварительное слушание по иску о ликвидации МКСХ, посвященное определению исковых требований, тогда же будет назначена дата первого слушания по существу дела.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+