18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Кандинский из Музея живописной культуры продан за рекордные £33 млн

«Картина с белыми линиями», когда-то хранившаяся в Музее живописной культуры на Волхонке и в Третьяковской галерее, продана на вечернем аукционе Sotheby’s 21 июня в Лондоне за £33 млн

Абстрактную композицию 1913 года на вечерних торгах «Искусство импрессионизма и модернизма» Sotheby’s приобрел арт-консультант Хьюго Нейтан из лондонской консалтинговой компании Beaumont Nathan для некоего «частного коллекционера». Работа ушла за £33 млн (примерно $41,8 млн), установив новый аукционный рекорд цен для живописных работ Василия Кандинского. Предыдущий рекордсмен — картина «Негнущееся и согнутое» (1935) была продана на Christie’s 16 ноября 2016 года за $23 млн. Новый рекорд почти вдвое выше. Это объясняется тем, что в данном случае речь идет о большой абстракции 1910-х годов — самого ценного периода в творчестве художника, к тому же с великолепным провенансом.

Судьба картины с самого момента ее создания складывалась необычно. Василий Кандинский написал ее в 1913 году для выставки в Германии, которая сорвалась из-за начала Первой мировой войны, а художник вернулся на родину. После Октябрьской революции 1917 года картина была привезена в Россию, а в 1919 году — передана в фонд Музея живописной культуры на Волхонке, который возглавлял сам Кандинский. Затем полотно отправилось в Пензу, а оттуда вновь было перевезено в Москву, в Третьяковскую галерею. Но в 1974 году «Картина с белыми линиями» становится собственностью немецкого коллекционера и предпринимателя Вильгельма Хака (1900–1985). Обстоятельства продажи или передачи работы доподлинно не известны, но в онлайн-архивах издания Der Spiegel хранится эта заметка, датированная сентябрем 1974 года. В ней речь идет о передаче Хаком советскому правительству писем Владимира Ленина в обмен на произведение Василия Кандинского и упоминается как раз «Картина с белыми линиями».

Не менее любопытна дальнейшая история бытования произведения. В 1970-х годах бургомистру Людвигсхафена (второго по величине города земли Рейнланд-Пфальц) удалось убедить все того же Вильгельма Хака передать свою коллекцию в дар городу. Для ее размещения в центре Людвигсхафена было построено здание, фасад которого украсила мозаика друга коллекционера — всемирного известного художника Жоана Миро. В коллекции Хака находились как работы Василия Кандинского и Казимира Малевича, так и средневековое искусство и даже археологическая находка из захоронения дохристианской эпохи. Однако в 2015 году музей, получивший имя Вильгельма Хака, был вынужден расстаться с произведениями Малевича («Черный прямоугольник, красный квадрат» 1915 года) и Кандинского (той самой «Картиной с белыми линиями» 1913 года). Как выяснилось, несмотря на то что музей был построен на общественные средства и открыт в 1979 году для коллекции, которую собрал и передал в дар городу Вильгельм Хак, некоторые произведения искусства из нее остались в собственности семьи, в том числе шедевры русского авангарда. Два года назад владелица картин, наследница коллекционера Марлен Хак забрала работы Малевича и Кандинского из музея, и теперь одна из них всплыла на Sotheby’s. Таким образом, дважды ускользнувшее от музеев (одного российского, федерального, и одного немецкого, муниципального) полотно стало самой дорогой работой Василия Кандинского, когда-либо проданной на публичных торгах.

Вчера на Sotheby’s были проданы еще два произведения Василия Кандинского: «Мурнау. Пейзаж с зеленым домом» 1909 года ушел за почти £21 млн в полном соответствии с эстимейтом в £15–25 млн, а поздняя композиция 1943 года «Четыре фигуры на трех квадратах» — за скромные £464,8 тыс. Среди топ-лотов аукциона также были живопись Жоана Миро («Женщины и птицы», 1940, £24,6 млн) и скульптура Альберто Джакометти («Большая фигура», 1947, £17,9 млн). Суммарно вечерние торги принесли Sotheby’s £148,9 млн, включая комиссию аукционного дома.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+