18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Не только радуги и поцелуи

Вышел каталог выставки Константина Сомова в KGallery

Петербургская KGallery, устроившая выставку с участием четырех государственных музеев и более 20 частных коллекционеров, достаточно полно представила искусство Константина Сомова после многолетнего перерыва. Предыдущий персональный показ работ художника прошел в Русском музее в 1971 году к 100-летию со дня его рождения и сопровождался каталогом. В 1979-м вышел том писем и дневниковых записей Сомова, опубликованных, впрочем, в существенно сокращенном виде. В таком нечастом ряду публикаций каталог нынешней петербургской выставки готов занять важное место. По сути, перед нами сборник научных трудов: шесть больших статей плюс составленная Еленой Яковлевой хроника жизни и творчества Сомова, которые предваряются вступительными текстами директора галереи Кристины Березовской и внучатой племянницы художника Анны Михайловой.

Камерный характер выставки в KGallery, очень подходящий этому искусству, успели отметить многие ее посетители. Изданный каталог обладает той же подкупающей чертой: он представляет Сомова скорее в семейном окружении, а не только в контексте идей эпохи, все время не давая забыть, что рядом с художником на втором плане присутствует любимая и любящая сестра с домочадцами. Прикладному творчеству Анны Сомовой-Михайловой посвящена отдельная статья Валентины Спешиловой: дамские сумочки, вышитые мешочки и шляпные украшения, выполненные ею в 1910-е годы по эскизам брата и находящиеся в собраниях ГРМ и Вятского художественного музея, теперь атрибутированы и подробно описаны. Другие работы в области декоративного искусства — фарфоровые группы Сомова — стали предметом интереса Владимира Левшенкова.

Владимир Круглов, ведущий сотрудник отдела русской живописи второй половины XIX — начала XXI века Русского музея, демонстрирует, что представленный в экспозиции ряд сомовских работ может стать основой для полноценного рассказа о художнике, оснащенного при этом тропами традиционного искусствознания. Статья Дмитрия Северюхина «Сомов и Россия» — энциклопедический комментарий, обстоятельно и подробно раскрывающий каждую из упомянутых в биографии Сомова художественных и повседневных реалий, связанных с Петербургом начала XX века. В центре статьи Анны Кондорф «„Галантная книга“ Константина Сомова» — издания прославленной «Книги Маркизы», но также она посвящена печатной графике художника в целом: от экслибрисов, журнальных обложек и виньеток до иллюстраций к «Опасным связям» 1934 года, которые стали его последней работой в книге. Романом Шодерло де Лакло Сомов уже пользовался, создавая «Книгу Маркизы».

Отбирая французские, итальянские, немецкие тексты, печатая их со своими иллюстрациями на языке оригинала и занимаясь этой работой в Петрограде 1918 года, Сомов, помимо всего прочего, смог в предлагаемых историей обстоятельствах поддерживать определенный уровень культуры, не просто книжной, но непосредственной — хотя, возможно, он об этом не задумывался. В то же самое время, когда в 1927 году в Париже с иллюстрациями Сомова вышел роман Лонга «Дафнис и Хлоя» на французском языке, в Ленинграде группа молодых филологов перевела и издала два других позднеантичных романа с похожей сюжетной канвой: «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия и «Эфиопика» Гелиодора. Среди участников переводческого кружка АБДЕМ было два выдающихся русских писателя — Андрей Егунов и Константин Вагинов. Вполне возможно, что стиль иллюстраций Сомова и выраженная в них эстетика тогда казались реликтом прошлого, чем-то вроде засушенной бабочки, сохранившей радужную расцветку крыльев, но все же были им близки.

Сегодня вряд ли стоит питать надежды на возвращение большого общественного интереса к искусству Сомова, о котором в своей статье пишет Владимир Круглов. Однако творчество художника остается предметом зрительской любви, а выставка и каталог свидетельствуют как раз об этом.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+