Константин Сомов вернулся с маркизами

№52, апрель 2017
№52
Материал из газеты

Большая выставка звезды Серебряного века открылась в петербургской KGallery. Предыдущая ретроспектива художника прошла в Русском музее полвека назад

Константин Сомов. «Влюбленный Арлекин». 1912. Courtesy of KGallery
Константин Сомов. «Влюбленный Арлекин». 1912. Courtesy of KGallery

Состав впечатляет: 121 произведение звезды Серебряного века. Живопись, ручная и печатная графика, книги, фарфор из собраний Государственного Русского музея, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Музея-квартиры И.И.Бродского, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, а также из десятков частных зарубежных и российских коллекций. Плюс фотоархив, предоставленный наследниками Константина Сомова.

Предыдущая большая персональная выставка художника состоялась в Русском музее в 1969 году к его 100-летию. Казалось бы, постсоветские свободы, которые позволили несколько раз переиздать самое знаменитое сомовское произведение — «Книгу маркизы» с эротическими иллюстрациями, подвигали на большой выставочный проект. Но не складывалось, хотя Сомов — непременный участник всех показов, связанных как с объединением «Мир искусства», в создании которого он участвовал, так и всего, что относится к культуре Серебряного века.
В биографии художника важны три обстоятельства. Первое — генетика. Он родился в семье хранителя Эрмитажа, историка искусства Андрея Сомова. Второе — талант. Он успешно учился в петербургской Академии художеств у Ильи Репина и в Академии Коларосси в Париже. Третье — везение. В 1923 году он был назначен комиссаром «Русской выставки», которая выехала на длительные гастроли в США, и больше в СССР не возвращался. Нетрудно предположить, что ждало автора «Маркизы» в 1937-м, а может, и раньше.

В 2007 году картина Сомова «Радуга» (1927) была продана на русских торгах Christie’s в Лондоне за $7,4 млн. Сомов занял почетное 14-е место в списке самых дорогих художников, родившихся в России. Если честно отбросить тех, кто, как Марк Ротко, стал профессионалом на Западе, то Сомов войдет в десятку.

На петербургской выставке представлен более ранний вариант «Радуги», 1920 года. Еще одна значимая работа — «Обнаженный юноша». Это портрет Бориса Снежковского, спортсмена, парижского друга и модели Сомова для Дафниса при создании им иллюстраций к роману «Дафнис и Хлоя». Владелец картины Русский музей не рискнул бы ее показать — в частной же галерее это возможно. Любителям более традиционных портретов будут интересны живописные и графические изображения родственников и наследников художника, а также его петербургских и парижских друзей: Анны и Евгения Михайловых, Елизаветы Званцевой и Надежды Добычиной, Мефодия Лукьянова и Бориса Нольде. Акварель «Влюбленный Арлекин» прежде принадлежала известному парижскому коллекционеру Гаригу Басмаджяну. Разумеется, не обошлось и без «Книги Маркизы», она представлена всеми тремя — берлинским и петербургскими — изданиями, вышедшими в 1907 и 1918 годах.

KGallery
Константин Сомов
До 14 мая

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+