18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Явление Василия Чекрыгина — своенравного дитяти русского авангарда

№51
Материал из газеты

Выставка к 120-летию мастера — впервые в Третьяковской галерее

Ретроспектива Василия Чекрыгина (1897–1922) в Третьяковской галерее стала вообще его первой выставкой в хранилище национального искусства. В других музеях — Маяковского, ГМИИ им. А.С.Пушкина — его начали выставлять с конца 1950-х и в 1960-е, а Третьяковка лишь приоткрывала свои запасники. Сейчас, к 120-летию со дня рождения художника, будет представлено 70 листов графики, что составляет примерно четверть его наследия в фондах музея. А по отношению ко всему корпусу работ, находящихся в государственных и частных собраниях, это, вероятно, 1/20 или 1/30.

Чекрыгин — любимое дитя русского авангарда, столь же талантливое, сколь и своенравное. Самый юный из учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 13 лет, Чекрыгин был вхож в семью знаменитого архитектора модерна Федора Шехтеля (был дружен с его сыном Львом Жегиным (Шехтелем), оставившим интересные мемуары), был младшим товарищем и соратником Владимира Маяковского, Давида Бурлюка, Михаила Ларионова. Из-за модернистских «вредных влияний» он был лишен стипендии МУЖВЗ и поехал учиться новому искусству в Париж.
Участник выставок футуристов и примитивистов (ларионовской «№ 4»), Чекрыгин потом вдрызг рассорился и с бывшими товарищами. Кажется, он, вечный отрок, до конца жизни оставался максималистом (он погиб всего 25 лет от роду, попав под поезд) и требовал того, что и матерым мэтрам авангарда не виделось и не мечталось. Он наседал на наркома просвещения Анатолия Луначарского, с тем чтобы тот предоставил ему, фронтовику, участнику разных ревкомиссий и, главное, опытному художнику (Чекрыгин первоначально учился в Киево-Печерской лавре), стены для написания фресок, иначе он-де повесится перед его кабинетом. Жаль, что отказали, а ведь у нас мог бы появиться свой русский мурализм.

Тем не менее Чекрыгина не оставляла мысль создать некое эпохальное произведение (не фреску, так картину), опирающееся как на традиционное искусство, суммирующее достижения иконописи и живописи старых мастеров, так и на современную экспрессивность, способное не только вобрать в себя все боли и драмы времени (графические серии «Восстание», «Расстрел», «Лица», «Оргии»), но и найти им возвышенное разрешение. К этой высокой миссии искусства Чекрыгина подготовило усвоенное им учение религиозного философа и футуролога Николая Федорова (1829–1903) — «философия общего дела». Проект родоначальника «русского космизма» зиждился на прекраснодушной идее воскрешения предков и перенесения их во вселенную путем концентрации духовных сил всего живущего общества. Этому делу «апостол» Федорова Чекрыгин посвятил свое искусство последних двух лет, создав около полутора тысяч эскизов к «Воскрешению мертвых», едва успевая запечатлевать угольным карандашом то возникающие, то тающие видения. В известном смысле это надгробные памятники так и не появившемуся сверхпроизведению, быть может такие же, как эскизы и акварели Александра Иванова. Кураторы Третьяковской галереи заявляют, что хотели бы «в общих чертах угадать замысел художника». Что ж, бог в помощь! 

Государственная Третьяковская галерея
Предчувствие грядущего. Графические циклы Василия Чекрыгина
15 марта – 4 июня

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+