18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Явление Василия Чекрыгина — своенравного дитяти русского авангарда

№51
Материал из газеты

Выставка к 120-летию мастера — впервые в Третьяковской галерее

Ретроспектива Василия Чекрыгина (1897–1922) в Третьяковской галерее стала вообще его первой выставкой в хранилище национального искусства. В других музеях — Маяковского, ГМИИ им. А.С.Пушкина — его начали выставлять с конца 1950-х и в 1960-е, а Третьяковка лишь приоткрывала свои запасники. Сейчас, к 120-летию со дня рождения художника, будет представлено 70 листов графики, что составляет примерно четверть его наследия в фондах музея. А по отношению ко всему корпусу работ, находящихся в государственных и частных собраниях, это, вероятно, 1/20 или 1/30.

Чекрыгин — любимое дитя русского авангарда, столь же талантливое, сколь и своенравное. Самый юный из учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 13 лет, Чекрыгин был вхож в семью знаменитого архитектора модерна Федора Шехтеля (был дружен с его сыном Львом Жегиным (Шехтелем), оставившим интересные мемуары), был младшим товарищем и соратником Владимира Маяковского, Давида Бурлюка, Михаила Ларионова. Из-за модернистских «вредных влияний» он был лишен стипендии МУЖВЗ и поехал учиться новому искусству в Париж.
Участник выставок футуристов и примитивистов (ларионовской «№ 4»), Чекрыгин потом вдрызг рассорился и с бывшими товарищами. Кажется, он, вечный отрок, до конца жизни оставался максималистом (он погиб всего 25 лет от роду, попав под поезд) и требовал того, что и матерым мэтрам авангарда не виделось и не мечталось. Он наседал на наркома просвещения Анатолия Луначарского, с тем чтобы тот предоставил ему, фронтовику, участнику разных ревкомиссий и, главное, опытному художнику (Чекрыгин первоначально учился в Киево-Печерской лавре), стены для написания фресок, иначе он-де повесится перед его кабинетом. Жаль, что отказали, а ведь у нас мог бы появиться свой русский мурализм.

Тем не менее Чекрыгина не оставляла мысль создать некое эпохальное произведение (не фреску, так картину), опирающееся как на традиционное искусство, суммирующее достижения иконописи и живописи старых мастеров, так и на современную экспрессивность, способное не только вобрать в себя все боли и драмы времени (графические серии «Восстание», «Расстрел», «Лица», «Оргии»), но и найти им возвышенное разрешение. К этой высокой миссии искусства Чекрыгина подготовило усвоенное им учение религиозного философа и футуролога Николая Федорова (1829–1903) — «философия общего дела». Проект родоначальника «русского космизма» зиждился на прекраснодушной идее воскрешения предков и перенесения их во вселенную путем концентрации духовных сил всего живущего общества. Этому делу «апостол» Федорова Чекрыгин посвятил свое искусство последних двух лет, создав около полутора тысяч эскизов к «Воскрешению мертвых», едва успевая запечатлевать угольным карандашом то возникающие, то тающие видения. В известном смысле это надгробные памятники так и не появившемуся сверхпроизведению, быть может такие же, как эскизы и акварели Александра Иванова. Кураторы Третьяковской галереи заявляют, что хотели бы «в общих чертах угадать замысел художника». Что ж, бог в помощь! 

Государственная Третьяковская галерея
Предчувствие грядущего. Графические циклы Василия Чекрыгина
15 марта – 4 июня

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+