18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Возвращение «каменного гостя»

Завершена уникальная музеефикация шпиатровой скульптуры Рубенса, разбившейся при падении с фасада Нового Эрмитажа в 1950 году

28 скульптур для фасадов здания Нового Эрмитажа были созданы по проекту и рисункам баварского архитектора Лео фон Кленце из шпиатра — смеси цинка и различных цинковых сплавов с добавлением меди и алюминия. Льют из шпиатра тонкие и особенно сложные произведения небольшого сечения: у него невысокая температура плавления (шпиатр дешевле бронзы), и он прекрасно заполняет формы. Созданные из шпиатра скульптурные портреты знаменитых мастеров прошлого, от Леонардо да Винчи до Рубенса, установили в нишах и на консолях музея в 1848–1850 годах. Со временем эти изображения стали такими же (ну или же почти такими же) эмблематическими символами главного российского музея, как и атланты.

В 1950 году с юго-западного угла здания упала скульптура, изображающая Рубенса. Простоявшая на гранитной консоли ровно 100 лет фигура сорвалась с крепления и, падая с высоты второго этажа, разбилась об асфальт. Ее фрагменты перенесли в реставрационную мастерскую для изучения материала, технологии изготовления и возможных методов реставрации. Тогда, в суровое послевоенное время, еще не было специалистов, имевших опыт реставрации монументальной цинковой скульптуры, к тому же множественные разрозненные осколки не поддавались атрибуции и не состыковывались в единую композицию. Решение вопроса о реставрации затянулось на долгие 50 лет. А в 2000 году было решено изготовить и установить на фасад бронзовую копию скульптуры Рубенса.

Начиная с 2012 года Государственный Эрмитаж проводит реставрационную программу по консервации всей шпиатровой скульптуры и замене ее на фасадах бронзовыми копиями. Самым значимым событием этой программы стало «возвращение» шпиатровой фигуры Рубенса, имеющей, пожалуй, самую трагическую судьбу.

Главным архитектором Государственного Эрмитажа Валерием Лукиным и научным сотрудником отдела истории и реставрации памятников архитектуры Татьяной Праздниковой выполнено эскизное предложение по музеефикации сохранившихся фрагментов скульптуры и на его основании разработан проект специального экспозиционного каркаса, при помощи которого разрозненные фрагменты собраны в единую монументальную композицию. Сохранившиеся шпиатровые осколки вмонтировали в сетчатый каркас, а утраты остались «полупрозрачными». Через 66 лет после падения выполненная таким образом музеефикация позволила реконструировать утраченные детали и дать вторую жизнь сохранившимся подлинным фрагментам скульптурного портрета Рубенса.

Уникальность работы с этой фасадной скульптурой — в комплексном подходе, основанном на этических нормах реставрации, научно-методических разработках, концептуально новом осмыслении пространственно-временных связей. Это выразилось в сохранении подлинной скульптуры, музеефикации и воссоздании утраченных элементов. Памятник, казалось бы обреченный на исчезновение, получил второе рождение и экспонируется в открытом хранении эрмитажного фондохранилища.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
5
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
6
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Показы фильмов об искусстве, дискуссии с экспертами и тематические лекции пройдут в Центре визуальной культуры Béton в рамках The Art Film Festival
17.10.2025
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
7
Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском
Выставка «Свой человек» в Музее русского импрессионизма воспевает Гиляровского — одного из самых маскулинных персонажей дореволюционной богемы — и показывает Москву глазами тех живописцев, которых он любил и над которыми он насмехался
16.10.2025
Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+