Арабскую лампу собирали по частям

№47, октябрь 2016
№47
Материал из газеты

В Эрмитаже отреставрировали золотую оправу, соединив ее с хрустальным сосудом, который хранился в совершенно другом отделе

В Италии арабская лампа «оделась» в золото / Государственный Эрмитаж
В Италии арабская лампа «оделась» в золото / Государственный Эрмитаж

В Государственном Эрмитаже 14 октября представят итоги реставрации уникального памятника декоративно-прикладного искусства — арабской масляной лампы из горного хрусталя, датируемой Х веком.

Вот что рассказал корреспонденту TANR заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Эрмитажа Игорь Малкиель: «Лампа была сделана, скорее всего, в Басре или Египте в X — начале XI века из цельного куска горного хрусталя и покрыта уникальной резьбой раннеисламского времени. В начале XVI века в Италии лампа получила оправу из золота, украшенную полихромными эмалями». Сложно сказать, как лампа попала в Италию, но она так поразила умы итальянцев, что они решили дополнительно украсить ее: сделали ножку из горного хрусталя и основание в виде черепахи, фигурку Нептуна, который держит в руках поводья и правит тремя морским коньками. В Эрмитаже лампа сначала хранилась по частям (хрустальный сосуд — в отделе Востока, а золотое убранство — вместе с западным декоративно-прикладным искусством), но затем была собрана и постоянно экспонировалась. Правда, за длительный период бытования у лампы разрушились эмали и крепеж, поэтому реставрационной комиссией было принято решение о комплексной реставрации.

Работы заняли четыре месяца. Важными инструментами стали специальные микроскопы Zeiss. Уникальная лазерная очистка позволила без ущерба для лампы убрать все загрязнения с поверхности металла. С помощью лазерной сварки последнего поколения смогли восстановить золотой крепеж. Благодаря новым технологиям удалось укрепить все эмали. Также была использована техника восстановления эмалей с помощью светоотверждаемых керамически-армированных композитов: принцип в ней тот же, что и в затвердевающих под ультрафиолетом зубных пломбах, хотя музейные технологии сложнее. «Мы смогли полностью восстановить этот шедевр. Отныне лампа находится в постоянной экспозиции и может гастролировать. Большое содействие в реставрации этого уникального экспоната оказала фирма Cartier, не только выступившая спонсором проекта, но и активно наблюдавшая за нашей работой», — рассказал Малкиель.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+