18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

От Тихого океана до Атлантики. В Мюнхене проходит выставка послевоенного искусства

№50
Материал из газеты

Дом искусства подготовил масштабный проект о влиянии Второй мировой на мировоззрение художников всего мира

Вторая мировая война, закончившаяся разгромом Германии и Японии, вызвала такие тектонические сдвиги в мире, что он до сих пор живет в их политических и экономических парадигмах. Очень сильно повлияла война и на искусство. «Писать стихи после Освенцима — это варварство», — заявил немецкий философ Теодор Адорно в 1951-м. Однако творцы, в том числе художники, посчитали иначе — послевоенное искусство не только активно выстраивало новые художественные стратегии, но и возвращалось  к травматической памяти войны. Выставка «Послевоенное искусство. От Тихого океана до Атлантики. 1945–1965» в Доме искусства в Мюнхене представляет панораму искусства обозначенного периода, при этом, по словам Оквуи Энвезора, директора институции и куратора с международным именем, она раздвигает его географические границы и усложняет картину.

Обычно послевоенную ситуацию принято считать биполярной: Европа уступила пальму первенства в искусстве США, а мир разделился на коммунистический и капиталистический лагеря, конкурировавшие в области культуры идеями соцреализма и абстракционизма.

Однако Энвезор считает, что реальность была куда разнообразнее. «Вторая мировая война была глобальной, она затронула и Африку с Азией и Австралией, а не только Европу и Америку. История культуры тоже глобальна. Однако когда вы приходите в западный музей, то видите там европейское или американское искусство. Остальной мир либо отсутствует, либо ютится на задворках экспозиции», — говорит куратор.

Обширный проект (более 350 произведений живописи и скульптуры, инсталляции, видео и перформансы 180 авторов из 50 стран) — первая попытка представить сложную картину послевоенного мира. На искусство серьезно повлияла не только политика, но также технологические вызовы и сложные системы коммуникаций, массовая культура и массмедиа.

Выставка из восьми тематических блоков, помимо работ таких звезд, как Йозеф Бойс, Виллем де Кунинг, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Роберт Раушенберг, включает работы художников из Африки, Азии и с Ближнего Востока. «Все начинается со времени „Ч“, с художников, откликнувшихся на темы войны, холокоста, атомной бомбы», — говорит Энвезор. Как Маруки Ири и Маруки Тоши, на протяжении 30 лет создававшие серии живописных панно с каждодневной фиксацией последствий сброса атомной бомбы на Хиросиму. Здесь же работы Генри Мура, Барнетта Ньюмана, Эдуардо Паолоцци.

Другие блоки посвящены  новым материалам в искусстве, новой концепции человека, борьбе за независимость колониальных стран. «Я не стремился окрасить послевоенное время в мрачные  тона, просто хотелось показать правдивую и полную историю, не обходя ее темных сторон», — поясняет Энвезор, реализовавший этот проект с Ульрихом Вильмесом, куратором Дома искусства, и Кэти Зигель из Художественного музея в Балтиморе. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+