«Концерт» Челищева в Петербурге

Петербургская KGallery показывает отечественному зрителю полотно «Концерт» Павла Челищева, приобретенное за рекордную сумму в прошлом году на аукционе Christie's, как выясняется, российским коллекционером

Павел Челищев. «Концерт». 1933
Павел Челищев. «Концерт». 1933

В течение двух недель картина «Концерт» Павла Челищева будет впервые доступна российскому зрителю — как выясняется, она была приобретена отечественным коллекционером.

«Концерт» — большой холст, написанный Павлом Челищевым в Париже в 1933 году (художник покинул Россию в 1918-м). Год спустя он был куплен британцем Эдвардом Джеймсом, меценатом и коллекционером сюрреалистов. Проведший короткое время в Париже, Джеймс, сам уделявший время поэзии и живописи, познакомился с Полем Элюаром, Анри Бретоном, Сальвадором Дали и вошел в сюрреалистический круг. Журнал сюрреалистов «Минотавр» выходил между 1933 и 1939 годами при его финансовой поддержке, в сотрудничестве с Джеймсом Дали создал знаменитый диван «Губы Мэй Уэст», а Рене Магритт изобразил его в качестве персонажа двух своих картин. С Павлом Челищевым, побывавшим в поместье Джеймса Вест-Дин в Сассексе в 1934 году, коллекционера с тех пор связала долгая и прочная художественная дружба. Помимо «Концерта», он собрал большую коллекцию произведений Челищева (также он покупал работы еще одного сюрреалиста родом из России — Эжена Бермана). «Концерт», где очевидны переклички с «голубым» и «розовым» Пикассо, завершает парижский период творчества Челищева. Позже художник отправился в Америку, которая сделала его всемирно известным мастером, чья «Игра в прятки» украшает нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА).

Павел Челищев. Фото: Библиотека Конгресса, США
Павел Челищев.
Фото: Библиотека Конгресса, США

На торгах Christie’s «Сюрреалистическое наследие: избранные произведения искусства из Фонда Эдварда Джеймса» 16 декабря прошлого года было выставлено более 200 лотов. «Концерт» возглавлял список из двух с лишним десятков живописных и графических работ Челищева — все они были проданы с существенным превышением эстимейта. «Концерт», оцененный в £250–350 тыс., ушел за £1385 тыс., то есть в пять раз дороже, установив ценовой рекорд для работ художника.

За последнее время KGallery уже второй раз устраивает показ, заслуживающий музейного названия «выставка одного шедевра». В апреле 2015 года здесь демонстрировалась «Голова крестьянина» Казимира Малевича, также ставшая сенсацией аукционных торгов. Единственный недочет выставки Челищева — экспозиционная подача. В первом зале галереи демонстрируются фотографии, книги и фильм, необходимые публике, почти ничего не знающей о художнике. Второй зал с «Концертом», подсвеченным локально, устроители выставки предпочли заполнить пустыми рамами и музыкальными инструментами вместо строгости и немногословности, которых требует живопись Челищева.

Галереей уже обещана масштабная ретроспектива Павла Челищева, что может свидетельствовать только об одном: кто-то из коллекционеров заинтересовался художником и целенаправленно собирает его, заполняя один из главных пробелов в истории отечественного искусства XX века — так и не случившийся в России сюрреализм.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+