«Концерт» Челищева в Петербурге

Петербургская KGallery показывает отечественному зрителю полотно «Концерт» Павла Челищева, приобретенное за рекордную сумму в прошлом году на аукционе Christie's, как выясняется, российским коллекционером

Павел Челищев. «Концерт». 1933
Павел Челищев. «Концерт». 1933

В течение двух недель картина «Концерт» Павла Челищева будет впервые доступна российскому зрителю — как выясняется, она была приобретена отечественным коллекционером.

«Концерт» — большой холст, написанный Павлом Челищевым в Париже в 1933 году (художник покинул Россию в 1918-м). Год спустя он был куплен британцем Эдвардом Джеймсом, меценатом и коллекционером сюрреалистов. Проведший короткое время в Париже, Джеймс, сам уделявший время поэзии и живописи, познакомился с Полем Элюаром, Анри Бретоном, Сальвадором Дали и вошел в сюрреалистический круг. Журнал сюрреалистов «Минотавр» выходил между 1933 и 1939 годами при его финансовой поддержке, в сотрудничестве с Джеймсом Дали создал знаменитый диван «Губы Мэй Уэст», а Рене Магритт изобразил его в качестве персонажа двух своих картин. С Павлом Челищевым, побывавшим в поместье Джеймса Вест-Дин в Сассексе в 1934 году, коллекционера с тех пор связала долгая и прочная художественная дружба. Помимо «Концерта», он собрал большую коллекцию произведений Челищева (также он покупал работы еще одного сюрреалиста родом из России — Эжена Бермана). «Концерт», где очевидны переклички с «голубым» и «розовым» Пикассо, завершает парижский период творчества Челищева. Позже художник отправился в Америку, которая сделала его всемирно известным мастером, чья «Игра в прятки» украшает нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА).

Павел Челищев. Фото: Библиотека Конгресса, США
Павел Челищев.
Фото: Библиотека Конгресса, США

На торгах Christie’s «Сюрреалистическое наследие: избранные произведения искусства из Фонда Эдварда Джеймса» 16 декабря прошлого года было выставлено более 200 лотов. «Концерт» возглавлял список из двух с лишним десятков живописных и графических работ Челищева — все они были проданы с существенным превышением эстимейта. «Концерт», оцененный в £250–350 тыс., ушел за £1385 тыс., то есть в пять раз дороже, установив ценовой рекорд для работ художника.

За последнее время KGallery уже второй раз устраивает показ, заслуживающий музейного названия «выставка одного шедевра». В апреле 2015 года здесь демонстрировалась «Голова крестьянина» Казимира Малевича, также ставшая сенсацией аукционных торгов. Единственный недочет выставки Челищева — экспозиционная подача. В первом зале галереи демонстрируются фотографии, книги и фильм, необходимые публике, почти ничего не знающей о художнике. Второй зал с «Концертом», подсвеченным локально, устроители выставки предпочли заполнить пустыми рамами и музыкальными инструментами вместо строгости и немногословности, которых требует живопись Челищева.

Галереей уже обещана масштабная ретроспектива Павла Челищева, что может свидетельствовать только об одном: кто-то из коллекционеров заинтересовался художником и целенаправленно собирает его, заполняя один из главных пробелов в истории отечественного искусства XX века — так и не случившийся в России сюрреализм.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+