Кристина Березовская: «У нас в два раза больше зрителей, чем обычно»

Директор KGallery рассказала об Арефьеве и «арефьевском круге» — большом выставочном проекте галереи, который был посвящен художникам ордена Нищенствующих живописцев

Кристина Березовская, директор KGallery. Фото: О.Бутковский
Кристина Березовская, директор KGallery.
Фото: О.Бутковский
Справка

Галерея KGallery возникла в Петербурге в 2005 году. Первоначально ее деятельность была сосредоточена на показе и продаже русского искусства XIX — начала XX века. С 2012 года, когда в галерее состоялась выставка Группы одиннадцати — возникшего в 1972 году внутри Союза художников объединения ленинградских художников, лидерами которого были Завен Аршакуни и Валерий Ватенин, — все больше внимания KGallery уделяет петербургскому искусству второй половины XX века.

Еще…

Масштабным показом живописи и графики Александра Арефьева (1931–1978) из частных собраний завершается серия ретроспективных выставок участников ордена Нищенствующих живописцев в петербургской KGallery. Александр Арефьев, Рихард Васми, Валентин Громов, Владимир Шагин и Шолом Шварц — группа из пяти художников, объединенных общей судьбой и эстетическими взглядами, была примером последовательного нонконформизма в Ленинграде 1950–1970-х годов. Узкий дружеский круг пяти художников, к которому примыкал рано умерший поэт Роальд Мандельштам, часто называется по имени наиболее яркого и харизматичного участника «арефьевским кругом». Об итогах большого выставочного проекта Павел Герасименко поговорил с директором галереи Кристиной Березовской.

Если вернуться на три года назад, когда в KGallery начались ретроспективы мастеров «арефьевского круга», — как возникла идея сделать цикл из пяти выставок, охватив всех художников группы?

Александр Арефьев. "Хулиган и баба". 1955. KGallery
Александр Арефьев. "Хулиган и баба". 1955. KGallery

Все выставки KGallery базируются на вещах из нашей коллекции. Нас вдохновляет то, что хранится в запасниках галереи или висит на стенах дома. В первую очередь мы коллекционеры и только во вторую — галеристы и кураторы. Я говорю во множественном числе, потому что решения принимают четверо, в том числе мой отец, Владимир Березовский.

С момента основания в 2005 году галерея последовательно занималась выставками художников начала ХХ века и не собиралась менять направление. Новым и неожиданным этапом на нашем коллекционерском пути стало приобретение огромной коллекции Анатолия Николаевича Сидорова — более 3 тыс. работ, и в их числе произведения художников «арефьевского круга». Вместе с исчерпывающим по тематике и именам собранием мастеров второй половины XX века мы получили мощный импульс, и последующие несколько лет ушли на то, чтобы разобраться. Выставляя работы, мы лучше понимали их и больше узнавали художников. Коллекция профессора Сидорова стала для галереи бесконечным материалом, которым мы продолжаем заниматься. Нам было очень важно показать творческий путь каждого из пяти авторов «арефьевского круга», обладающих, несмотря на групповую принадлежность, собственным стилем и почерком.

Работы Шолома Шварца. Фото: Н.Симоновский
Работы Шолома Шварца.
Фото: Н.Симоновский

Как вы представляли себе художников «арефьевского круга» перед началом работы над проектом и как это представление сфокусировалось в результате прошедших выставок? Какие выводы вы сделали после этих пяти выставок?

Делая ретроспективные выставки и пытаясь собрать под одной крышей больше 100 работ одного автора, каждый раз испытываешь диапазон эмоций, который не поддается описанию: от неожиданной ненависти до неожиданных открытий. Мы всегда старались привлекать на выставки работы из других частных коллекций и, пользуясь такой возможностью безвозмездно, готовы поделиться ею со зрителем. На выставке, где собраны достойнейшие вещи, начинается внутреннее соревнование: выигрывают или уступают наши работы другим коллекциям? Ощущение, что больше никогда не приобретешь в коллекцию ни одной вещи Арефьева, не покидало на протяжении всего монтажа. Александр Арефьев — мощнейший художник, и экспонировать вместе много его работ было невероятно сложно.

Выставку Арефьева мы сделали завершающей, и она получилась самой насыщенной. У нас в два раза больше зрителей, чем обычно, и среди них много молодежи. Наблюдая последние три года, я понимаю, что искусство этого времени остается по-прежнему уделом очень узкого круга ценителей, но наши выставки каким-то образом смогли расширить его. На выставках Арефьева и художников его круга редко можно было услышать от зрителей: «Это мой художник!» Было созерцание, было погружение в контекст, но личную эмоциональную связь с этим искусством установить трудно, и дело не только в том, что прошло больше 50 лет. Возможно, здесь сказывается то, что этим художникам никогда не было важно, для кого они рисуют и что про них подумают: они работали для себя и создавали искусство ради искусства. У каждого из них отсутствовало художническое тщеславие, и, как следствие, нет попытки диалога с потенциальным зрителем.

Работы Рихарда Васми. Фото: Н.Симоновский
Работы Рихарда Васми.
Фото: Н.Симоновский

Выставки «арефьевского круга» увеличили роль и культурное значение KGallery в городе. В какую сторону теперь будете двигаться?

После большого проекта и таких мощных авторов, как художники «арефьевского круга», есть легкая растерянность. Следом будут выставки разные по времени и жанрам, в частности тематические — для привлечения новых авторов и новой публики. KGallery мечтает создать музей, мы давно думаем об этом. Это требует определенной подготовки, которой мы занимаемся и идем к тому, чтобы стать музеем.

Если музей, то как он мог бы называться?

Рано говорить, но, конечно же, это петербургское и ленинградское искусство ХХ века, которое составляет основной наш интерес как коллекционеров.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
7
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+