18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кристина Березовская: «У нас в два раза больше зрителей, чем обычно»

Директор KGallery рассказала об Арефьеве и «арефьевском круге» — большом выставочном проекте галереи, который был посвящен художникам ордена Нищенствующих живописцев

Справка

Галерея KGallery возникла в Петербурге в 2005 году. Первоначально ее деятельность была сосредоточена на показе и продаже русского искусства XIX — начала XX века. С 2012 года, когда в галерее состоялась выставка Группы одиннадцати — возникшего в 1972 году внутри Союза художников объединения ленинградских художников, лидерами которого были Завен Аршакуни и Валерий Ватенин, — все больше внимания KGallery уделяет петербургскому искусству второй половины XX века.

Еще…

Масштабным показом живописи и графики Александра Арефьева (1931–1978) из частных собраний завершается серия ретроспективных выставок участников ордена Нищенствующих живописцев в петербургской KGallery. Александр Арефьев, Рихард Васми, Валентин Громов, Владимир Шагин и Шолом Шварц — группа из пяти художников, объединенных общей судьбой и эстетическими взглядами, была примером последовательного нонконформизма в Ленинграде 1950–1970-х годов. Узкий дружеский круг пяти художников, к которому примыкал рано умерший поэт Роальд Мандельштам, часто называется по имени наиболее яркого и харизматичного участника «арефьевским кругом». Об итогах большого выставочного проекта Павел Герасименко поговорил с директором галереи Кристиной Березовской.

Если вернуться на три года назад, когда в KGallery начались ретроспективы мастеров «арефьевского круга», — как возникла идея сделать цикл из пяти выставок, охватив всех художников группы?

Все выставки KGallery базируются на вещах из нашей коллекции. Нас вдохновляет то, что хранится в запасниках галереи или висит на стенах дома. В первую очередь мы коллекционеры и только во вторую — галеристы и кураторы. Я говорю во множественном числе, потому что решения принимают четверо, в том числе мой отец, Владимир Березовский.

С момента основания в 2005 году галерея последовательно занималась выставками художников начала ХХ века и не собиралась менять направление. Новым и неожиданным этапом на нашем коллекционерском пути стало приобретение огромной коллекции Анатолия Николаевича Сидорова — более 3 тыс. работ, и в их числе произведения художников «арефьевского круга». Вместе с исчерпывающим по тематике и именам собранием мастеров второй половины XX века мы получили мощный импульс, и последующие несколько лет ушли на то, чтобы разобраться. Выставляя работы, мы лучше понимали их и больше узнавали художников. Коллекция профессора Сидорова стала для галереи бесконечным материалом, которым мы продолжаем заниматься. Нам было очень важно показать творческий путь каждого из пяти авторов «арефьевского круга», обладающих, несмотря на групповую принадлежность, собственным стилем и почерком.

Как вы представляли себе художников «арефьевского круга» перед началом работы над проектом и как это представление сфокусировалось в результате прошедших выставок? Какие выводы вы сделали после этих пяти выставок?

Делая ретроспективные выставки и пытаясь собрать под одной крышей больше 100 работ одного автора, каждый раз испытываешь диапазон эмоций, который не поддается описанию: от неожиданной ненависти до неожиданных открытий. Мы всегда старались привлекать на выставки работы из других частных коллекций и, пользуясь такой возможностью безвозмездно, готовы поделиться ею со зрителем. На выставке, где собраны достойнейшие вещи, начинается внутреннее соревнование: выигрывают или уступают наши работы другим коллекциям? Ощущение, что больше никогда не приобретешь в коллекцию ни одной вещи Арефьева, не покидало на протяжении всего монтажа. Александр Арефьев — мощнейший художник, и экспонировать вместе много его работ было невероятно сложно.

Выставку Арефьева мы сделали завершающей, и она получилась самой насыщенной. У нас в два раза больше зрителей, чем обычно, и среди них много молодежи. Наблюдая последние три года, я понимаю, что искусство этого времени остается по-прежнему уделом очень узкого круга ценителей, но наши выставки каким-то образом смогли расширить его. На выставках Арефьева и художников его круга редко можно было услышать от зрителей: «Это мой художник!» Было созерцание, было погружение в контекст, но личную эмоциональную связь с этим искусством установить трудно, и дело не только в том, что прошло больше 50 лет. Возможно, здесь сказывается то, что этим художникам никогда не было важно, для кого они рисуют и что про них подумают: они работали для себя и создавали искусство ради искусства. У каждого из них отсутствовало художническое тщеславие, и, как следствие, нет попытки диалога с потенциальным зрителем.

Выставки «арефьевского круга» увеличили роль и культурное значение KGallery в городе. В какую сторону теперь будете двигаться?

После большого проекта и таких мощных авторов, как художники «арефьевского круга», есть легкая растерянность. Следом будут выставки разные по времени и жанрам, в частности тематические — для привлечения новых авторов и новой публики. KGallery мечтает создать музей, мы давно думаем об этом. Это требует определенной подготовки, которой мы занимаемся и идем к тому, чтобы стать музеем.

Если музей, то как он мог бы называться?

Рано говорить, но, конечно же, это петербургское и ленинградское искусство ХХ века, которое составляет основной наш интерес как коллекционеров.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+