18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эскиз Малевича в Петербурге проездом

В течение четырех дней в проекте «Малевич» петербургской K Gallery демонстрируется «Голова крестьянина» Казимира Малевича

K Gallery, чья выставочная политика на наших глазах смещалась от традиционного антиквариата в сторону авангарда и искусства второй половины XX века, за последний год сумела сделать несколько выставок музейного уровня, но нынешнюю можно считать беспрецедентным событием. В течение четырех дней в проекте «Малевич» демонстрируется «Голова крестьянина» — датированный 1911 годом этюд Казимира Малевича к большой картине «Крестьянские похороны», ставший главным лотом аукциона Sotheby’s в июне прошлого года.

На вечерних торгах русского искусства 2 июня 2014 года в Лондоне молоток аукциониста зафиксировал сумму £2098500 (включая вознаграждение продавца). Работа Малевича, выставленная на аукцион с эстимейтом £600–800 тыс., была продана сохранившему анонимность покупателю из России и вошла таким образом в число аукционных рекордов художника. Список самых дорогих работ Малевича до сих пор возглавляет «Супрематическая композиция» 1916 года, проданная в ноябре 2008 года на нью-йоркских торгах Sotheby’s за $60 млн.

Две эти картины объединяет то, что обе они были показаны на выставке Малевича в Берлине в 1927 году. Художник, по неизвестным причинам раньше срока уехавший в Россию, рассчитывал вернуться в Берлин через год, и картины были оставлены им на хранение архитектору Хуго Херингу, который принимал Малевича и участвовал в устройстве выставки. Он сумел сохранить картины в 1930-е годы и во время войны, затем они были выкуплены у наследников Херинга амстердамским Стеделейк-музеем. Однако неопределенный правовой статус работ стал причиной исков, предъявленных наследниками художника к музею, что завершилось соглашением и возвратом пяти картин (в их числе была и «Супрематическая композиция», ушедшая затем с аукциона). В отличие от других, «Голова крестьянина» была, судя по всему, подарком Херингу: после его смерти работа не перешла вместе с другими в Стеделейк, а оставалась у вдовы архитектора, а позже у их дочери, которая и продала ее известной кельнской галерее Гмуржинской, где в 1977 году проходила выставка к 100-летию со дня рождения Малевича. После этого и вплоть до прошлогоднего аукциона работа находилась в частной коллекции.

Появление на арт-рынке произведений Малевича подобных «Голове крестьянина» — большая редкость. Впервые показанная в 1912 году на знаменитой выставке «Ослиный хвост», она относится ко времени его работы над картиной «Крестьянские похороны» и является одним из немногих дошедших до нас реальных свидетельств об этом большом полотне, которое экспонировалось на берлинской выставке в 1927 году и числится пропавшим.

В K Gallery «Голова крестьянина» демонстрируется в затемненном дальнем зале на черном фоне с точной локальной подсветкой, что подчеркивает ее иконописные свойства. Молодой художник Кирилл Макаров, достаточно известный в Петербурге и Москве как живописец, сделал для проекта видео-арт по мотивам крестьянских работ Малевича, а «Видеофабрика» превратила его в 3D-мэппинг, встречающий зрителя у входа.

Владелец картины Малевича, имя которого по-прежнему не называется, — петербургский коллекционер. Благодаря этому K Gallery, имеющая высокую репутацию и известность в городе, смогла не тратить деньги на страховку произведения. На вопрос о том, что побудило показать работу публике, директор галереи Кристина Березовская ответила: «Подготовка этой выставки была очень сложной и заняла много времени. Владелец произведения, надо отдать ему должное, доверил нам картину и работу над проектом. Сейчас работа Малевича находится в Петербурге, но я не уверена, что после нашей выставки она останется в России, — это понятно, как и нежелание в нынешней ситуации афишировать себя, свои интересы и возможности. Но при этом он хочет дать картине жить и дышать, и это в хорошем смысле тщеславная история: владельцу было приятно увидеть свою вещь в такой галерейной подаче. Посмотрев экспозицию, он сказал, что взглянул на работу по-новому, и даже спросил, пользуемся ли мы специальными фильтрами при подсветке. Он не ожидал, что вместе с видео и подсветкой картина заиграет другими цветами».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+