Культурный импорт и экспорт

Вторую часть однодневного симпозиума «Современное искусство: специфика глобального культурного обмена», прошедшего в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума, посвятили культурному импорту и экспорту

Россия, Санкт-Петербург, 15 ноября 2016 г. Исполняющий обязанности ректора Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Семен Михайловский на пресс-конференции, посвященной V Санкт-Петербургскому международному культурному форуму. Фото: Павел Каравашкин/Интерпресс/ТАСС
Россия, Санкт-Петербург, 15 ноября 2016 г. Исполняющий обязанности ректора Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Семен Михайловский на пресс-конференции, посвященной V Санкт-Петербургскому международному культурному форуму.
Фото: Павел Каравашкин/Интерпресс/ТАСС

Модерировали встречу в петербургском Манеже ректор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина и комиссар российского павильона на Венецианской биеннале Семен Михайловский, а также художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. В центральном выставочном зале Петербурга подобный симпозиум проходит во второй раз — предыдущий, под девизом «Современное искусство: вместе или рядом?», состоялся год назад, также в рамках Культурного форума.

Глобальный обмен

Организаторы справедливо ведут отсчет подобных мероприятий от встречи деятелей культуры и искусства с вице-премьером Ольгой Голодец и министром культуры Владимиром Мединским на открытии нижегородского Арсенала в июне 2015 года — тот первый симпозиум носил название «Современное искусство как важнейший фактор развития российской культуры».

С тех пор многое изменилось. В этом году в программе Культурного форума нет отдельной секции, посвященной изобразительному искусству, а из официальных лиц симпозиум в Манеже посетили замминистра культуры Александр Журавский, глава РОСИЗО Сергей Перов и руководитель санкт-петербургского Комитета по культуре Константин Сухенко.

Во второй части симпозиума были подняты вопросы глобального культурного обмена. «Чего от нас ждут? Какое искусство готовы принять на Западе?» — обратился к собравшимся Семен Михайловский.

Отдел новейших течений Государственного Русского музея в лице его основателя Александра Боровского вначале бодро отрапортовал впечатляющими цифрами обменных выставок, а затем, уже с другой интонацией, сформулировал важный вопрос, ответ на который до сих пор не найден. «Способно ли искусство функционировать вне повсеместно принятого международного формата обмена?» — спросил Боровский, имея в виду арт-истеблишмент, и отметил, что сейчас мало внимания обращают на «ниши локального искусства», которое даже количественно превосходит те модные тенденции, что выходят на биеннале и традиционно получают поддержку.

О поддержке на государственном уровне современного искусства как направления в целом первым заговорил заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков. Вслед за ним совладелец галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин обострил дискуссию, заявив, в частности: «Современное русское искусство погрязло в мелкотемье!» По его мнению, государство должно заботиться о «дискурсостроении», но это любопытное предложение из его уст прозвучало почти как призыв к установлению официальной идеологии.

Спор по принципиальным вопросам, возникший у Дмитрия Ханкина с Ольгой Свибловой, едва не перерос в перепалку, но в финале своего выступления директор Мультимедиа Арт Музея мудро резюмировала: «Чудесно, что мы сражаемся проектами, художниками, выставками — у кого лучше».

Состоявшаяся по инициативе Свибловой передача в Центр Помпиду произведений современных российских художников и открытие выставки «КОЛЛЕКЦИЯ!» были упомянуты Семеном Михайловским и консулом Франции в Санкт-Петербурге Тибо Фуррьером как важный положительный пример.

Опасные сигналы

Однако Александр Боровский, Дмитрий Ханкин и директор Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева Михаил Миндлин не преминули отметить, что это событие у каждого из них оставляет вопросы (которые, впрочем, остались невысказанными). Стоявший у истоков Государственного центра современного искусства Миндлин в своем выступлении прямо назвал его переформирование уничтожением, но Сергей Перов на этот раз никак не отреагировал на резкое заявление. Заставляли задуматься и понятные всем слова Ольги Свибловой: «Желательно, чтобы государство не давало тех опасных сигналов, которые недавно получали современное искусство и театр».

Как рассказал председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко, инвестиции городского бюджета в современное искусство все время растут. «Не хватает моды на культуру», — закончил он свое выступление. По мнению директора Политехнического музея Юлии Шахновской, пока что у нас отсутствует запрос на создание культурной инфраструктуры, которая может быть предметом экспорта, и государство должно поставить перед собой задачу создания такой среды.

Алиса Прудникова, недавно назначенная главой дирекции регионального развития РОСИЗО, подчеркнула значение горизонтальных связей, локальных сюжетов, малых сообществ. Основываясь на опыте Уральской индустриальной биеннале, представленной во Всемирной ассоциации биеннале, Прудникова рассказала, как современная культура способна работать в Екатеринбурге или южнокорейском Кванчжу, противопоставив эти истории успеха глобализму Венецианской биеннале.

Яркую речь екатеринбургского комиссара выслушивали заместитель мэра Венеции по вопросам инноваций Люка Батистелла и вместе с ним другие иностранные гости, в частности петербургские генконсулы Нидерландов Ханс Весселинг, Индии Арун Кумар Шарма, директор Гете-института Ангелика Эдер, ограничившиеся в своих выступлениях набором общих мест и комплиментов.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+