18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Воображаемый музей» Андре Мальро на время стал реальным

№49
Материал из газеты

ГМИИ им. А. С. Пушкина собрал шедевры разных эпох под одной крышей

Мир искусства обязан Андре Мальро (1901–1976) умением сопоставлять произведения и стили разных эпох, которые до него никто и не думал сравнивать. Как бесстрашный серфер, он рассекал в своем эссе «Воображаемый музей» по волнам истории искусства — от средневекового витража к исламским коврам, от кельтов к шумерам, от греческой античности к индейским идолам. Писатель, культуролог, путешественник, министр культуры при Шарле де Голле, Мальро в течение 20 лет (с 1930 по 1950 год) писал свой главный труд — «Голоса безмолвия», где одна глава была посвящена идее воображаемого музея, вдохновившей затем не одно поколение искусствоведов, кураторов и теоретиков. Мальро нащупал нити, соединяющие разные эпохи. Не­­удивительно, что отец постмодернизма Жан-Франсуа Лиотар написал о нем биографическое исследование: в самом образе мышления Мальро уже были заложены контуры современной культурной политики. В своем «музее» Мальро создал проекцию прошлого в настоящее и наоборот: туда, где «ночь Бодлера смыкается с ночью Микеланджело», а плавность контура скульптур Парфенона предвосхищает сфумато Леонардо. Мальро сумел увидеть в «Расстреле императора Максимилиана» Эдуарда Мане «Третье мая» Франсиско Гойи, а в «Олимпии» — «Маху обнаженную», тем самым предвосхитив постмодернистскую концепцию диалога искусства.

Выставка в ГМИИ им. А.С.Пушкина также построена на диалоге всех периодов искусства начиная с первобытного. Над этим opus magnum работала целая кураторская команда под руководством Ирины Антоновой. В проекте задействованы Эрмитаж, Третьяковская галерея, Лувр, музей Орсе, Центр Помпиду, Музей Пикассо, музей Прадо, музеи Берлина и другие. Среди представленного — «Св. Фома» Жоржа де Латура, «Портрет Клемансо» Эдуарда Мане, «Клоунесса Ша-Ю-Као» Анри Тулуз-Лотрека, «Мужской портрет» Антонелло да Мессина, «Сцена в таверне» Диего Веласкеса. Отдельный раздел экспозиции посвящен биографии Андре Мальро.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+