18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Авангард по-прежнему самое дорогое русское искусство

На аукционе Sotheby’s в Лондоне установлены новые рекорды цен для художников русского авангарда. Работа Александра Родченко продана за £3,6 млн, Ильи Чашника — за £2,4 млн

Коллекция произведений русского авангарда, которой стартовали русские торги Sotheby’s, себя более чем оправдала. Впечатляюще, за £3,6 млн, продана «Конструкция № 95» 1919 года Александра Родченко, с желтой сеткой на алом фоне, она стала самой дорогой из работ русского конструктивиста, проданных на аукционах. Но этого все ждали, недаром полотно было предварительно оценено в £2,5–3,5 млн. Неожиданностью же стало невероятное, в 20 раз, повышение цены на «Седьмое измерение. Супрематический рельеф» Ильи Чашника — работу, созданную около 1920 года из дерева, бумаги, картона и стекла с тонировкой красной и черной тушью. Эстимейт для нее был £100–150 тыс., но после продолжительного торга, в котором участвовали покупатели из зала и по телефону, державший молоток лорд Марк Полтимор триумфально продал ее за £2,4 млн (везде указана итоговая цена, с процентами аукционного дома). Произведения верного ученика Казимира Малевича очень редко продаются: короткая, всего 27 лет, жизнь художника, почти полное уничтожение архивов «Утвердителей нового искусства» (УНОВИС) в Витебске во время Великой Отечественной войны — как следствие работ Чашника осталось крайне мало.

Кроме того, и происхождение у супрематического рельефа достойное — от сына художника (который устроил первую выставку отца в 1978 году в Дюссельдорфе) через руки художника-кинетиста и коллекционера Льва Нусберга, репутацию собрания которого, правда, едва не испортил так ничем и не закончившийся спор о подлинности некоторых работ с галеристом Гари Татинцяном.

Вообще, все 26 лотов, которые были представлены как «работы из частной европейской коллекции», хорошо характеризуют собравшего их человека: имена принципиальные, произведения, может, и небольшие (много графики), зато знаковые. Поэтому все были распроданы с превышением эстимейтов (кроме абстракции Владимира Стенберга, видимо слишком дорого оцененной в £800 тыс. — £1,2 млн, и клочка ткани по дизайну Варвары Степановой).

Для произведений Лазаря Хидекеля, одного из главных последователей Малевича в УНОВИС, также поставлен рекорд — £26,6 тыс. при эстимейте £12–18 тыс. Сумма скромная, но Хидекеля на арт-рынке знают плохо, его работ в частных коллекциях почти что и нет. По-видимому, тот круг чернилами на бумаге, что продан на аукционе, и есть «супрема», один из основополагающих элементов супрематизма. В центре круга — отверстие; предполагается, что по этому эскизу мог быть выполнен некий объект, который при вращении давал специально рассчитанный визуальный эффект.

Традиционный раздел аукциона с живописью русского академизма прошел спокойно. Иван Айвазовский еще раз подтвердил свою притягательность для коллекционеров (его полотно лидировало вчера и на аукционе Christie’s): «Берег Ялты» 1851 года продан за £488 тыс. (при эстимейте £300–500 тыс.). Подорожала и другая «Ялта», 1990 года — «тряпочка» (живопись на ткани) Тимура Новикова. Раздел искусства второй половины ХХ века тоже пользовался умеренной популярностью, среди соцреалистов ожидаемо лидировали нагие мальчики Александра Дейнеки («В Донбассе», 1954, £422 тыс.).

В отдельный каталог была выделена коллекция произведений художников-нонконформистов, собранная Яковом и Кендой Бар-Гера. Самыми дорогими стали работы Олега Целкова, Михаила Шварцмана и Владимира Вейсберга, «Белый радиоприемник на белой скатерти» которого продан за £75 тыс.

Всего аукцион русской живописи и графики Sotheby’s собрал £12,5 млн.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+