Авангард по-прежнему самое дорогое русское искусство

На аукционе Sotheby’s в Лондоне установлены новые рекорды цен для художников русского авангарда. Работа Александра Родченко продана за £3,6 млн, Ильи Чашника — за £2,4 млн

Тимур Новиков. "Ялта". 1990. Sotheby's, продано за £32 тыс. Фото: Sotheby'
Алексендр Дейнека. «В Донбассе». 1954. Sotheby's, продано за £422 тыс. Фото: Sotheby'
Иван Айвазовский. «Берег Ялты». 1851. Sotheby's, продано за £488 тыс. Фото: Sotheby'
Александр Родченко. «Конструкция № 95».1919. Sotheby's, продано за £3,6 млн. Фото: Sotheby'
Лазарь Хидекель. "Философия круга: масса, плотность и движение". 1921. Sotheby's, продано за £26,6 тыс. Фото: Sotheby'
Илья Чашник. «Седьмое измерение. Супрематический рельеф». Около 1920 года. Sotheby's, продано за  £2,4 млн. Фото: Sotheby'
Владимир Вейсберг. «Белый радиоприемник на белом фоне», 1950. Sotheby's, продано за £75 тыс. Фото: Sotheby'
Тимур Новиков. "Ялта". 1990. Sotheby's, продано за £32 тыс.
Фото: Sotheby'
Алексендр Дейнека. «В Донбассе». 1954. Sotheby's, продано за £422 тыс.
Фото: Sotheby'
Иван Айвазовский. «Берег Ялты». 1851. Sotheby's, продано за £488 тыс.
Фото: Sotheby'
Александр Родченко. «Конструкция № 95».1919. Sotheby's, продано за £3,6 млн.
Фото: Sotheby'
Лазарь Хидекель. "Философия круга: масса, плотность и движение". 1921. Sotheby's, продано за £26,6 тыс.
Фото: Sotheby'
Илья Чашник. «Седьмое измерение. Супрематический рельеф». Около 1920 года. Sotheby's, продано за £2,4 млн.
Фото: Sotheby'
Владимир Вейсберг. «Белый радиоприемник на белом фоне», 1950. Sotheby's, продано за £75 тыс.
Фото: Sotheby'

Коллекция произведений русского авангарда, которой стартовали русские торги Sotheby’s, себя более чем оправдала. Впечатляюще, за £3,6 млн, продана «Конструкция № 95» 1919 года Александра Родченко, с желтой сеткой на алом фоне, она стала самой дорогой из работ русского конструктивиста, проданных на аукционах. Но этого все ждали, недаром полотно было предварительно оценено в £2,5–3,5 млн. Неожиданностью же стало невероятное, в 20 раз, повышение цены на «Седьмое измерение. Супрематический рельеф» Ильи Чашника — работу, созданную около 1920 года из дерева, бумаги, картона и стекла с тонировкой красной и черной тушью. Эстимейт для нее был £100–150 тыс., но после продолжительного торга, в котором участвовали покупатели из зала и по телефону, державший молоток лорд Марк Полтимор триумфально продал ее за £2,4 млн (везде указана итоговая цена, с процентами аукционного дома). Произведения верного ученика Казимира Малевича очень редко продаются: короткая, всего 27 лет, жизнь художника, почти полное уничтожение архивов «Утвердителей нового искусства» (УНОВИС) в Витебске во время Великой Отечественной войны — как следствие работ Чашника осталось крайне мало.

Кроме того, и происхождение у супрематического рельефа достойное — от сына художника (который устроил первую выставку отца в 1978 году в Дюссельдорфе) через руки художника-кинетиста и коллекционера Льва Нусберга, репутацию собрания которого, правда, едва не испортил так ничем и не закончившийся спор о подлинности некоторых работ с галеристом Гари Татинцяном.

Вообще, все 26 лотов, которые были представлены как «работы из частной европейской коллекции», хорошо характеризуют собравшего их человека: имена принципиальные, произведения, может, и небольшие (много графики), зато знаковые. Поэтому все были распроданы с превышением эстимейтов (кроме абстракции Владимира Стенберга, видимо слишком дорого оцененной в £800 тыс. — £1,2 млн, и клочка ткани по дизайну Варвары Степановой).

Для произведений Лазаря Хидекеля, одного из главных последователей Малевича в УНОВИС, также поставлен рекорд — £26,6 тыс. при эстимейте £12–18 тыс. Сумма скромная, но Хидекеля на арт-рынке знают плохо, его работ в частных коллекциях почти что и нет. По-видимому, тот круг чернилами на бумаге, что продан на аукционе, и есть «супрема», один из основополагающих элементов супрематизма. В центре круга — отверстие; предполагается, что по этому эскизу мог быть выполнен некий объект, который при вращении давал специально рассчитанный визуальный эффект.

Традиционный раздел аукциона с живописью русского академизма прошел спокойно. Иван Айвазовский еще раз подтвердил свою притягательность для коллекционеров (его полотно лидировало вчера и на аукционе Christie’s): «Берег Ялты» 1851 года продан за £488 тыс. (при эстимейте £300–500 тыс.). Подорожала и другая «Ялта», 1990 года — «тряпочка» (живопись на ткани) Тимура Новикова. Раздел искусства второй половины ХХ века тоже пользовался умеренной популярностью, среди соцреалистов ожидаемо лидировали нагие мальчики Александра Дейнеки («В Донбассе», 1954, £422 тыс.).

В отдельный каталог была выделена коллекция произведений художников-нонконформистов, собранная Яковом и Кендой Бар-Гера. Самыми дорогими стали работы Олега Целкова, Михаила Шварцмана и Владимира Вейсберга, «Белый радиоприемник на белой скатерти» которого продан за £75 тыс.

Всего аукцион русской живописи и графики Sotheby’s собрал £12,5 млн.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+