18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Авангард по-прежнему самое дорогое русское искусство

На аукционе Sotheby’s в Лондоне установлены новые рекорды цен для художников русского авангарда. Работа Александра Родченко продана за £3,6 млн, Ильи Чашника — за £2,4 млн

Тимур Новиков. "Ялта". 1990. Sotheby's, продано за £32 тыс. Фото: Sotheby'
Алексендр Дейнека. «В Донбассе». 1954. Sotheby's, продано за £422 тыс. Фото: Sotheby'
Иван Айвазовский. «Берег Ялты». 1851. Sotheby's, продано за £488 тыс. Фото: Sotheby'
Александр Родченко. «Конструкция № 95».1919. Sotheby's, продано за £3,6 млн. Фото: Sotheby'
Лазарь Хидекель. "Философия круга: масса, плотность и движение". 1921. Sotheby's, продано за £26,6 тыс. Фото: Sotheby'
Илья Чашник. «Седьмое измерение. Супрематический рельеф». Около 1920 года. Sotheby's, продано за  £2,4 млн. Фото: Sotheby'
Владимир Вейсберг. «Белый радиоприемник на белом фоне», 1950. Sotheby's, продано за £75 тыс. Фото: Sotheby'
Тимур Новиков. "Ялта". 1990. Sotheby's, продано за £32 тыс.
Фото: Sotheby'
Алексендр Дейнека. «В Донбассе». 1954. Sotheby's, продано за £422 тыс.
Фото: Sotheby'
Иван Айвазовский. «Берег Ялты». 1851. Sotheby's, продано за £488 тыс.
Фото: Sotheby'
Александр Родченко. «Конструкция № 95».1919. Sotheby's, продано за £3,6 млн.
Фото: Sotheby'
Лазарь Хидекель. "Философия круга: масса, плотность и движение". 1921. Sotheby's, продано за £26,6 тыс.
Фото: Sotheby'
Илья Чашник. «Седьмое измерение. Супрематический рельеф». Около 1920 года. Sotheby's, продано за £2,4 млн.
Фото: Sotheby'
Владимир Вейсберг. «Белый радиоприемник на белом фоне», 1950. Sotheby's, продано за £75 тыс.
Фото: Sotheby'

Коллекция произведений русского авангарда, которой стартовали русские торги Sotheby’s, себя более чем оправдала. Впечатляюще, за £3,6 млн, продана «Конструкция № 95» 1919 года Александра Родченко, с желтой сеткой на алом фоне, она стала самой дорогой из работ русского конструктивиста, проданных на аукционах. Но этого все ждали, недаром полотно было предварительно оценено в £2,5–3,5 млн. Неожиданностью же стало невероятное, в 20 раз, повышение цены на «Седьмое измерение. Супрематический рельеф» Ильи Чашника — работу, созданную около 1920 года из дерева, бумаги, картона и стекла с тонировкой красной и черной тушью. Эстимейт для нее был £100–150 тыс., но после продолжительного торга, в котором участвовали покупатели из зала и по телефону, державший молоток лорд Марк Полтимор триумфально продал ее за £2,4 млн (везде указана итоговая цена, с процентами аукционного дома). Произведения верного ученика Казимира Малевича очень редко продаются: короткая, всего 27 лет, жизнь художника, почти полное уничтожение архивов «Утвердителей нового искусства» (УНОВИС) в Витебске во время Великой Отечественной войны — как следствие работ Чашника осталось крайне мало.

Кроме того, и происхождение у супрематического рельефа достойное — от сына художника (который устроил первую выставку отца в 1978 году в Дюссельдорфе) через руки художника-кинетиста и коллекционера Льва Нусберга, репутацию собрания которого, правда, едва не испортил так ничем и не закончившийся спор о подлинности некоторых работ с галеристом Гари Татинцяном.

Вообще, все 26 лотов, которые были представлены как «работы из частной европейской коллекции», хорошо характеризуют собравшего их человека: имена принципиальные, произведения, может, и небольшие (много графики), зато знаковые. Поэтому все были распроданы с превышением эстимейтов (кроме абстракции Владимира Стенберга, видимо слишком дорого оцененной в £800 тыс. — £1,2 млн, и клочка ткани по дизайну Варвары Степановой).

Для произведений Лазаря Хидекеля, одного из главных последователей Малевича в УНОВИС, также поставлен рекорд — £26,6 тыс. при эстимейте £12–18 тыс. Сумма скромная, но Хидекеля на арт-рынке знают плохо, его работ в частных коллекциях почти что и нет. По-видимому, тот круг чернилами на бумаге, что продан на аукционе, и есть «супрема», один из основополагающих элементов супрематизма. В центре круга — отверстие; предполагается, что по этому эскизу мог быть выполнен некий объект, который при вращении давал специально рассчитанный визуальный эффект.

Традиционный раздел аукциона с живописью русского академизма прошел спокойно. Иван Айвазовский еще раз подтвердил свою притягательность для коллекционеров (его полотно лидировало вчера и на аукционе Christie’s): «Берег Ялты» 1851 года продан за £488 тыс. (при эстимейте £300–500 тыс.). Подорожала и другая «Ялта», 1990 года — «тряпочка» (живопись на ткани) Тимура Новикова. Раздел искусства второй половины ХХ века тоже пользовался умеренной популярностью, среди соцреалистов ожидаемо лидировали нагие мальчики Александра Дейнеки («В Донбассе», 1954, £422 тыс.).

В отдельный каталог была выделена коллекция произведений художников-нонконформистов, собранная Яковом и Кендой Бар-Гера. Самыми дорогими стали работы Олега Целкова, Михаила Шварцмана и Владимира Вейсберга, «Белый радиоприемник на белой скатерти» которого продан за £75 тыс.

Всего аукцион русской живописи и графики Sotheby’s собрал £12,5 млн.

Самое читаемое:
1
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
2
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
3
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
175-летие художника Государственный Русский музей отмечает выставкой, в которую вошло 120 картин, акварелей и рисунков абсолютного классика отечественного искусства, художника из букварей, популярных брошюр о русской истории и учебников по живописи
07.12.2023
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
4
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
5
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
6
В Месопотамии найдены древнейший истукан и кабан
Турецкие археологи обнаружили в Верхней Месопотамии удивительно детализированную скульптуру человека с выдающимися половыми признаками, а также скульптуру кабана с остатками красящих пигментов. Их возраст — около 11 тыс. лет
05.12.2023
В Месопотамии найдены древнейший истукан и кабан
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+