Бой часов Ярослава Козловского

В московском выставочном центре «Рабочий и колхозница» открылась первая в России ретроспектива польского художника Ярослава Козловского

Ярослав Козловский. «Без названия». 1997. ГЦСИ-NCCA
Ярослав Козловский. «Без названия». 1997. ГЦСИ-NCCA

В характере одного из основоположников концептуального искусства в Польше — все отрицать. Уже названия его выставок и лекций «Не-правды/не-вранье», «Значения и не-значение» и нынешней «Ни Восток, ни Запад, ни Север, ни Юг» намекают на то, что художник с подозрением относится к любым категориям, четким определениям, «измам» (о создании объединения NET художников разных школ читайте в интервью Ярослава Козловского). Свое отношение к концептуализму художник комментирует иронично, отмечая, что любые названия — просто способ задуматься о чем-то большем и всегда можно обойтись без них. Так появляется серия инсталляций «Упражнения» 1970-х годов. Мир по преимуществу состоит из бессмысленных действий, что иллюстрируют перформансы «Континуумы» (Continuum), в которых автор зарисовывает учебную доску мелом, а потом тщательно ее вытирает. То, что равновесие легко нарушить, Ярослав Козловский демонстрирует в «Мягкой защите», где распиленная и собранная заново мебель балансирует на газетах, — русскую версию воплощения этой идеи зрители видели на выставке 2010 года в музее «Гараж».

Закономерно, что в сознании художника и время лишается каких-либо функций. Пожалуй, самому любимому в использовании предмету Ярослава Козловского — часам — совсем нелегко: из них вырывают стрелки, их замазывают черной краской, ими забивают железные клетки, наконец, разбивают вдребезги. При этом, что забавно, выставка открывает масштабный проект Государственного центра современного искусства «Измеряемое время», словно приглашая зрителя интуитивно использовать отрицательный префикс. Помимо названных, в экспозицию вошли инсталляции, рисунки, коллажи разных лет, из последнего — «Переработанные новости — 2», а также показанная впервые фотосерия «Стыд» о развязывании антисемитизма в Польше конца 1960-х.

Выставка проходит в центре «Рабочий и колхозница» до 30 ноября.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+