Бой часов Ярослава Козловского

В московском выставочном центре «Рабочий и колхозница» открылась первая в России ретроспектива польского художника Ярослава Козловского

Ярослав Козловский. «Без названия». 1997. ГЦСИ-NCCA
Ярослав Козловский. «Без названия». 1997. ГЦСИ-NCCA

В характере одного из основоположников концептуального искусства в Польше — все отрицать. Уже названия его выставок и лекций «Не-правды/не-вранье», «Значения и не-значение» и нынешней «Ни Восток, ни Запад, ни Север, ни Юг» намекают на то, что художник с подозрением относится к любым категориям, четким определениям, «измам» (о создании объединения NET художников разных школ читайте в интервью Ярослава Козловского). Свое отношение к концептуализму художник комментирует иронично, отмечая, что любые названия — просто способ задуматься о чем-то большем и всегда можно обойтись без них. Так появляется серия инсталляций «Упражнения» 1970-х годов. Мир по преимуществу состоит из бессмысленных действий, что иллюстрируют перформансы «Континуумы» (Continuum), в которых автор зарисовывает учебную доску мелом, а потом тщательно ее вытирает. То, что равновесие легко нарушить, Ярослав Козловский демонстрирует в «Мягкой защите», где распиленная и собранная заново мебель балансирует на газетах, — русскую версию воплощения этой идеи зрители видели на выставке 2010 года в музее «Гараж».

Закономерно, что в сознании художника и время лишается каких-либо функций. Пожалуй, самому любимому в использовании предмету Ярослава Козловского — часам — совсем нелегко: из них вырывают стрелки, их замазывают черной краской, ими забивают железные клетки, наконец, разбивают вдребезги. При этом, что забавно, выставка открывает масштабный проект Государственного центра современного искусства «Измеряемое время», словно приглашая зрителя интуитивно использовать отрицательный префикс. Помимо названных, в экспозицию вошли инсталляции, рисунки, коллажи разных лет, из последнего — «Переработанные новости — 2», а также показанная впервые фотосерия «Стыд» о развязывании антисемитизма в Польше конца 1960-х.

Выставка проходит в центре «Рабочий и колхозница» до 30 ноября.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+