18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кристина Березовская: «У нас в два раза больше зрителей, чем обычно»

Директор KGallery рассказала об Арефьеве и «арефьевском круге» — большом выставочном проекте галереи, который был посвящен художникам ордена Нищенствующих живописцев

Справка

Галерея KGallery возникла в Петербурге в 2005 году. Первоначально ее деятельность была сосредоточена на показе и продаже русского искусства XIX — начала XX века. С 2012 года, когда в галерее состоялась выставка Группы одиннадцати — возникшего в 1972 году внутри Союза художников объединения ленинградских художников, лидерами которого были Завен Аршакуни и Валерий Ватенин, — все больше внимания KGallery уделяет петербургскому искусству второй половины XX века.

Еще…

Масштабным показом живописи и графики Александра Арефьева (1931–1978) из частных собраний завершается серия ретроспективных выставок участников ордена Нищенствующих живописцев в петербургской KGallery. Александр Арефьев, Рихард Васми, Валентин Громов, Владимир Шагин и Шолом Шварц — группа из пяти художников, объединенных общей судьбой и эстетическими взглядами, была примером последовательного нонконформизма в Ленинграде 1950–1970-х годов. Узкий дружеский круг пяти художников, к которому примыкал рано умерший поэт Роальд Мандельштам, часто называется по имени наиболее яркого и харизматичного участника «арефьевским кругом». Об итогах большого выставочного проекта Павел Герасименко поговорил с директором галереи Кристиной Березовской.

Если вернуться на три года назад, когда в KGallery начались ретроспективы мастеров «арефьевского круга», — как возникла идея сделать цикл из пяти выставок, охватив всех художников группы?

Все выставки KGallery базируются на вещах из нашей коллекции. Нас вдохновляет то, что хранится в запасниках галереи или висит на стенах дома. В первую очередь мы коллекционеры и только во вторую — галеристы и кураторы. Я говорю во множественном числе, потому что решения принимают четверо, в том числе мой отец, Владимир Березовский.

С момента основания в 2005 году галерея последовательно занималась выставками художников начала ХХ века и не собиралась менять направление. Новым и неожиданным этапом на нашем коллекционерском пути стало приобретение огромной коллекции Анатолия Николаевича Сидорова — более 3 тыс. работ, и в их числе произведения художников «арефьевского круга». Вместе с исчерпывающим по тематике и именам собранием мастеров второй половины XX века мы получили мощный импульс, и последующие несколько лет ушли на то, чтобы разобраться. Выставляя работы, мы лучше понимали их и больше узнавали художников. Коллекция профессора Сидорова стала для галереи бесконечным материалом, которым мы продолжаем заниматься. Нам было очень важно показать творческий путь каждого из пяти авторов «арефьевского круга», обладающих, несмотря на групповую принадлежность, собственным стилем и почерком.

Как вы представляли себе художников «арефьевского круга» перед началом работы над проектом и как это представление сфокусировалось в результате прошедших выставок? Какие выводы вы сделали после этих пяти выставок?

Делая ретроспективные выставки и пытаясь собрать под одной крышей больше 100 работ одного автора, каждый раз испытываешь диапазон эмоций, который не поддается описанию: от неожиданной ненависти до неожиданных открытий. Мы всегда старались привлекать на выставки работы из других частных коллекций и, пользуясь такой возможностью безвозмездно, готовы поделиться ею со зрителем. На выставке, где собраны достойнейшие вещи, начинается внутреннее соревнование: выигрывают или уступают наши работы другим коллекциям? Ощущение, что больше никогда не приобретешь в коллекцию ни одной вещи Арефьева, не покидало на протяжении всего монтажа. Александр Арефьев — мощнейший художник, и экспонировать вместе много его работ было невероятно сложно.

Выставку Арефьева мы сделали завершающей, и она получилась самой насыщенной. У нас в два раза больше зрителей, чем обычно, и среди них много молодежи. Наблюдая последние три года, я понимаю, что искусство этого времени остается по-прежнему уделом очень узкого круга ценителей, но наши выставки каким-то образом смогли расширить его. На выставках Арефьева и художников его круга редко можно было услышать от зрителей: «Это мой художник!» Было созерцание, было погружение в контекст, но личную эмоциональную связь с этим искусством установить трудно, и дело не только в том, что прошло больше 50 лет. Возможно, здесь сказывается то, что этим художникам никогда не было важно, для кого они рисуют и что про них подумают: они работали для себя и создавали искусство ради искусства. У каждого из них отсутствовало художническое тщеславие, и, как следствие, нет попытки диалога с потенциальным зрителем.

Выставки «арефьевского круга» увеличили роль и культурное значение KGallery в городе. В какую сторону теперь будете двигаться?

После большого проекта и таких мощных авторов, как художники «арефьевского круга», есть легкая растерянность. Следом будут выставки разные по времени и жанрам, в частности тематические — для привлечения новых авторов и новой публики. KGallery мечтает создать музей, мы давно думаем об этом. Это требует определенной подготовки, которой мы занимаемся и идем к тому, чтобы стать музеем.

Если музей, то как он мог бы называться?

Рано говорить, но, конечно же, это петербургское и ленинградское искусство ХХ века, которое составляет основной наш интерес как коллекционеров.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+