18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Механика инсайдера

№47
Материал из газеты

Фотографический архив Георгия Кизевальтера, много лет снимавшего деятелей неофициального искусства, положен в основу альбома «Инсайдер»

Представитель московского концептуализма и сооснователь группы «Коллективные действия», Георгий Кизевальтер в последние годы выступает хроникером и архивариусом неофициального искусства СССР. К составленным им ранее книгам интервью с семидесятниками и восьмидесятниками теперь добавился альбом Инсайдер — фотоархив художника, переданный в дар Музею современного искусства «Гараж», куда включены снимки с начала 1970-х по конец 1980‑х годов.
Нельзя сказать, что архив Кизевальтера не был известен ранее. Его почти канонический портрет группы «Мухомор» (1981) растиражирован многократно, как и снимки акций «Коллективных действий». Но фотографии при этом зачастую публиковались без указания авторства, да и архив не был систематизирован полностью.

Инвентаризацию этого массива данных провела историк искусства Саша Обухова. Она же выступила куратором выставки фотоархива Кизевальтера, прошедшей годом ранее в «Гараже».

В 1982 году Георгий Кизевальтер совместно с художником Вадимом Захаровым придумал проект По мастерским. Художники приходили к коллегам по цеху, Захаров записывал интервью, а Кизевальтер документировал происходившее на пленку. Важнейший исторический документ и одновременно художественный артефакт с машинописными текстами и авторскими снимками, он осел в частных собраниях и частично воспроизведен в Инсайдере. Подобный дуализм, пограничное положение между документом и художественным жестом, характеризует многие серии Кизевальтера. Комнаты художников (1985) с интерьерами жилищ московского неофициального бомонда и авторскими комментариями к ним. Феерически смешная серия Любишь меня, люби мой зонтик (1984): персонажи сфотографированы с зонтами, которые толкуются как «символы искусства и аллюзия на индивидуальное творчество».

Если отвлечься от художественной составляющей, то перед нами почти энциклопедический архив советского андерграунда с по-настоящему редкими и уникальными материалами. Акции «Коллективных действий». Выставки в галерее AПTАРТ (1984–1986) — колыбели российской «новой волны», открытой в своей квартире художником Никитой Алексе­евым. Деятельность Клуба авангардистов (КЛАВА) — первой зарегистрированной организации неофициальных художников.
Кизевальтер, по его словам, не отличался «осознанным отношением историка» и фотографировал «механически» в суете дел — если камеру взял с собой, а не забыл по случайности дома. Пропуская важные исторические события вроде Бульдозерной выставки (1974), художник документировал ближайшее окружение, которое сегодня предстает как тесное сообщество, чья жизнь и стала материалом исторических изысканий. И сделалась видимой благодаря «инсайдерам» с их машинописными дневниками, архивными папками, «Зенитами» и «Никонами». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+