18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт-проект Cosmodreams Марины Федоровой

Архитектурный фантаст Джованни Баттиста Пиранези в лабиринтах времени

№46
Материал из газеты

ГМИИ представит 400 работ — Пиранези и тех, кто был «до» и «после»

Вряд ли можно найти другого столь же популярного художника XVIII века, как Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). Уже три века литераторы, философы, историки бьются над загадкой «странного человека», как описал его Владимир Одоевский. Выставка До и после в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина тоже задумана как сюжет о том, из чего складывался стиль Пиранези и как его искусство повлияло на последующие поколения художников и архитекторов.

Экспозиция будет выглядеть следующим образом: вокруг работ самогоПиранези будут выстроены «коридоры времени», где встретятся произведения его предшественников и последователей.

Стиль Пиранези сложился в среде театральных художников барокко — братьев Валериани и семейства Галли Бибьена, им увлекались архитекторы екатерининской эпохи Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон и Винченцо Бренна, советские архитекторы 1920–1930-х годов. Археолог, архитектор, график, коллекционер — каждой стороне этой неординарной личности на выставке будет уделено отдельное внимание.

Основная часть экспонатов будет  из собрании самого ГМИИ, владеющего второй по величине российской коллекцией Пиранези после Эрмитажа. Двадцать томов его офортов поступили в Румянцевский музей, а затем в Музей изящных искусств из собрания князей Барятинских и дворян Коссецких еще в 1920-е годы. Остальную часть экспозиции составят работы из коллекций музеев Российской академии художеств, Московского архитектурного института, Государственного архитектурного музея им. А.В.Щусева, а также из Фонда Чини в Венеции. Помимо хрестоматийных работ Пиранези российский зритель впервые увидит его гравировальные доски, тоже из Италии, из Центрального института графики в Риме. Всего же устроители выставки обещают около 400 экспонатов.

Центральное место на выставке займет античная тема – главная для Пиранези, блестящего знатока Античности и страстного археолога, изучавшего древние памятники непосредственно на римских раскопках. Наиболее интересные находки он зарисовывал и описал в своем четырехтомнике Римские древности. Человек предприимчивый, Пиранези делал и копии на продажу, создавал эскизы каминов и мебели по античным мотивам; их российская публика тоже увидит впервые в серии гравюр Различные способы украшения каминов и Античные вазы и канделябры.

Современной же рифмой к знаменитым римским видам Пиранези пойдут снимки фотографа Джанлуки Баронкелли. Зрителя ждут и другие сюрпризы. Известный своими руинированными пейзажами художник Валерий Кошляков специально к выставке написал полотно, вдохновленное видами Рима в духе Пиранези. А знаменитую серию Темниц мастера оживил Грегуар Дюпон, создав видеопроект, позволяющий совершить путешествие по их мрачным лабиринтам в 3D. Его тоже можно будет увидеть на выставке.

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+