18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Как меняются технологии коммуникации музеев с посетителями

Почему в «Гараже» развивают партисипаторное искусство, ГМИИ им. Пушкина дополняет экспозиции документальными лентами, Еврейский музей заменяет экскурсию игрой, а Третьяковская галерея оживляет актуальное ретро

«Чтобы люди, которые проводят досуг в торговых центрах, пошли в музей, необходимо открывать им новые возможности», — отметила недавно на международных дебатах о культуре, проходящих в Государственной Третьяковской галерее, ее директор Зельфира Трегулова. Новации расширяют музейные пространства до культурных центров, и невозможно не признать, что «виртуальное поколение» приветствует новые способы общения музея со зрителем.

«В 2015 году мы создали инклюзивный отдел, — рассказывает директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов. — У нас есть мультимедиа-программы по работе с людьми, которые имеют ограничения по зрению, по слуху, людьми с аутизмом и инвалидами. Сейчас мы утверждаем 36 новых, разработанных нами жестов, которые объясняют современное искусство, например перформанс или инсталляцию». Музей, посещаемость которого с момента основания возросла в 70 раз (с 8 тыс. в 2008 году до 538 тыс. в 2015-м), создает крупный образовательный центр с библиотекой (везде только беспроводные технологии) и архивом, данные которого хранятся по системе freeze-ray, гарантирующей 100-летний срок хранения. Подобной архивной системой в мире пользуется лишь еще одна компания — Facebook.

«Через семь лет будет совершенно другой зритель, который мыслит иным визуальным языком, — не учитывать это невозможно, — говорит директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Марина Лошак. — Однако чем деликатнее, органичнее, более творчески приспосабливаются технологии, тем талантливее, гармоничнее результат. Музей искусств Сагава в Японии в этом плане, на мой вкус, лучший музей в мире. Тем не менее все, что касается образовательной программы, уже сегодня должно быть связано с самыми современными технологиями». Так, зрители нашумевшей выставки медиаискусства «Дом впечатлений» могут узнать информацию об экспонатах, просто наведя на них камеру смартфона (еще один шаг в развитии инклюзивного образования), а на выставке «Река Конго. Искусство Центральной Африки» — посмотреть фрагменты документального фильма Сергея Ястржембского об Африке: благодаря новейшей системе видеопроекторов (подобных в Москве всего четыре) фильм дополняет приглушенную световую атмосферу экспозиции.

Показ документальных фильмов и видеоподдержка будут сопровождать и грядущие проекты ГМИИ: ретроспективу художника Билла Виолы, запланированную на 2017 год, и представление отреставрированной египетской погребальной пелены II века (о международном проекте можно узнать на его сайте, где уже сейчас доступны фрагменты будущего фильма).

«Последние исследования показали, что на пелене прежде был другой портрет. На ней сохранились остатки древнего холста, на котором есть красочный слой. Обнаруженный портрет не просто был вклеен — скорее всего, в свое время пелену использовали вторично. Японские микроскопы позволили нам оценить состояние всех волокон и определить оптимальные, наиболее щадящие методы реставрации всех слоев. Реставрационную работу фиксировала техника Panasonic, результатом этого станет документальный фильм», — объясняет заведующий отделом реставрации ГМИИ Игорь Бородин.

Завоевав за четыре года существования репутацию одного из самых высокотехнологичных музеев, Еврейский музей и центр толерантности делает все, чтобы удержать внимание зрителя, совмещая подлинные артефакты с инсталляциями. Разные мультимедиа-комплексы, от 4D-кинотеатра до видеостен со «звуковым душем» и интерактивными тестами на планшетах (например, «Насколько ты толерантен?»), обучают истории в игровой форме.

«Технологии должны быть разнообразны. Можем ли мы поставить везде экраны? Можем, но человек быстро устанет от однообразного контента, и его восприимчивость резко упадет, — поясняет генеральный директор по административно-техническим вопросам музея Илья Покровский. — Важна и простота в использовании. Прикоснуться пальцем, чтобы запустить видео, сесть за стол, чтобы оживить инсталляцию». К слову, как и к настоящему пергамену, к интерактивному свитку Торы здесь прикоснуться не получится – инсталляция интерактивная, и открыть для себя страницы Священного Писания можно только с помощью специального стилуса, замаскированного под указку - Яд.

Несмотря на то что московские музеи чаще используют оборудование японской компании Panasonic, иногда «старый друг» все-таки «лучше». В Государственной Третьяковской галерее в обширных кинопрограммах, посвященных выставкам (например, подходящей к концу выставке «Гелий Коржев», а также выставке «От Елизаветы до Виктории»), используются советские кинопроекторы 23 КПК и «Черноморец» для показа кино на пленке 35 и 16 мм. Расписание кинофильмов можно узнать на сайте Третьяковской галереи.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+