18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Как меняются технологии коммуникации музеев с посетителями

Почему в «Гараже» развивают партисипаторное искусство, ГМИИ им. Пушкина дополняет экспозиции документальными лентами, Еврейский музей заменяет экскурсию игрой, а Третьяковская галерея оживляет актуальное ретро

«Чтобы люди, которые проводят досуг в торговых центрах, пошли в музей, необходимо открывать им новые возможности», — отметила недавно на международных дебатах о культуре, проходящих в Государственной Третьяковской галерее, ее директор Зельфира Трегулова. Новации расширяют музейные пространства до культурных центров, и невозможно не признать, что «виртуальное поколение» приветствует новые способы общения музея со зрителем.

«В 2015 году мы создали инклюзивный отдел, — рассказывает директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов. — У нас есть мультимедиа-программы по работе с людьми, которые имеют ограничения по зрению, по слуху, людьми с аутизмом и инвалидами. Сейчас мы утверждаем 36 новых, разработанных нами жестов, которые объясняют современное искусство, например перформанс или инсталляцию». Музей, посещаемость которого с момента основания возросла в 70 раз (с 8 тыс. в 2008 году до 538 тыс. в 2015-м), создает крупный образовательный центр с библиотекой (везде только беспроводные технологии) и архивом, данные которого хранятся по системе freeze-ray, гарантирующей 100-летний срок хранения. Подобной архивной системой в мире пользуется лишь еще одна компания — Facebook.

«Через семь лет будет совершенно другой зритель, который мыслит иным визуальным языком, — не учитывать это невозможно, — говорит директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Марина Лошак. — Однако чем деликатнее, органичнее, более творчески приспосабливаются технологии, тем талантливее, гармоничнее результат. Музей искусств Сагава в Японии в этом плане, на мой вкус, лучший музей в мире. Тем не менее все, что касается образовательной программы, уже сегодня должно быть связано с самыми современными технологиями». Так, зрители нашумевшей выставки медиаискусства «Дом впечатлений» могут узнать информацию об экспонатах, просто наведя на них камеру смартфона (еще один шаг в развитии инклюзивного образования), а на выставке «Река Конго. Искусство Центральной Африки» — посмотреть фрагменты документального фильма Сергея Ястржембского об Африке: благодаря новейшей системе видеопроекторов (подобных в Москве всего четыре) фильм дополняет приглушенную световую атмосферу экспозиции.

Показ документальных фильмов и видеоподдержка будут сопровождать и грядущие проекты ГМИИ: ретроспективу художника Билла Виолы, запланированную на 2017 год, и представление отреставрированной египетской погребальной пелены II века (о международном проекте можно узнать на его сайте, где уже сейчас доступны фрагменты будущего фильма).

«Последние исследования показали, что на пелене прежде был другой портрет. На ней сохранились остатки древнего холста, на котором есть красочный слой. Обнаруженный портрет не просто был вклеен — скорее всего, в свое время пелену использовали вторично. Японские микроскопы позволили нам оценить состояние всех волокон и определить оптимальные, наиболее щадящие методы реставрации всех слоев. Реставрационную работу фиксировала техника Panasonic, результатом этого станет документальный фильм», — объясняет заведующий отделом реставрации ГМИИ Игорь Бородин.

Завоевав за четыре года существования репутацию одного из самых высокотехнологичных музеев, Еврейский музей и центр толерантности делает все, чтобы удержать внимание зрителя, совмещая подлинные артефакты с инсталляциями. Разные мультимедиа-комплексы, от 4D-кинотеатра до видеостен со «звуковым душем» и интерактивными тестами на планшетах (например, «Насколько ты толерантен?»), обучают истории в игровой форме.

«Технологии должны быть разнообразны. Можем ли мы поставить везде экраны? Можем, но человек быстро устанет от однообразного контента, и его восприимчивость резко упадет, — поясняет генеральный директор по административно-техническим вопросам музея Илья Покровский. — Важна и простота в использовании. Прикоснуться пальцем, чтобы запустить видео, сесть за стол, чтобы оживить инсталляцию». К слову, как и к настоящему пергамену, к интерактивному свитку Торы здесь прикоснуться не получится – инсталляция интерактивная, и открыть для себя страницы Священного Писания можно только с помощью специального стилуса, замаскированного под указку - Яд.

Несмотря на то что московские музеи чаще используют оборудование японской компании Panasonic, иногда «старый друг» все-таки «лучше». В Государственной Третьяковской галерее в обширных кинопрограммах, посвященных выставкам (например, подходящей к концу выставке «Гелий Коржев», а также выставке «От Елизаветы до Виктории»), используются советские кинопроекторы 23 КПК и «Черноморец» для показа кино на пленке 35 и 16 мм. Расписание кинофильмов можно узнать на сайте Третьяковской галереи.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+