18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Елена Баснер целиком и полностью оправдана

17 мая в Дзержинском районном суде Санкт-Петербурга была признана невиновной видный специалист по русскому авангарду, искусствовед Елена Баснер — ей предъявлялось обвинение в «мошенничестве в особо крупном размере, совершенном группой лиц по предварительному сговору», которое заключалось в том, что при ее содействии коллекционер Андрей Васильев приобрел картину Бориса Григорьева «В ресторане», позднее признанную подделкой. Процесс, который длился более полутора лет, завершился. Оправдательный приговор судья Анжелика Морозова оглашала более двух часов.

Помимо камер городских и федеральных телеканалов, большинство пришедших на  финальное заседание суда составляли сторонники, друзья и коллеги Елены Баснер — в тесном зале можно было увидеть многих сотрудников Государственного Русского музея и известных представителей петербургской интеллигенции. Уголовное дело, начавшееся в 2014 году с заключения Елены Баснер под стражу, вызвало широкий резонанс: против ареста искусствоведа тогда выступили многие деятели культуры, начиная с директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского.

Все собравшиеся на оглашение приговора были в напряжении: каким будет решение по делу, инициированному по распоряжению главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, не мог предугадать никто. Напомним, в ходе прошедших 11 мая прений сторон гособвинение потребовало приговорить Елену Баснер к четырем годам колонии общего режима с возмещением материального ущерба. Защита в лице адвокатов Ларисы Мальковой и Марины Яниной, которые еще в начале процесса предлагали прекратить уголовное дело за отсутствием состава преступления, указывала на недоказанность обвинения и рассчитывала на оправдательный приговор.

История с работой под названием «В ресторане» начинается летом 2009 года, когда человек, представившийся как Михаил Аронсон, принес домой к Елене Баснер, работавшей тогда экспертом аукционного дома Bukowskis, картину, доставшуюся ему, по его словам, в наследство и происходившую «из старинной и разделенной петербургской коллекции». Увиденная вещь произвела на искусствоведа очень хорошее впечатление и была атрибутирована Баснер как подлинное произведение Бориса Григорьева, связанное с известной ей коллекцией Николая Тимофеева, тем более что черно-белое воспроизведение идентичной работы было в альманахе 1914 года «Мой журнал для немногих», издававшемся меценатом Александром Бурцевым.

Для дальнейшего исследования Баснер обратилась к арт-дилеру Леониду Шумакову, в чьем издательстве «Золотой век» вышла монография о Борисе Григорьеве, написанная Тамарой Галеевой, крупным отечественным специалистом по творчеству художника. Приехав за книгой к издателю, Баснер в разговоре упомянула обнаруженную работу Григорьева, что сразу же заинтересовало Шумакова, предложившего купить ее. Получив согласие продавца и оценив работу приблизительно в €180 тыс., она передала работу Шумакову, который привез в залог часть суммы, а через три-четыре дня окончательно рассчитался.

Настоящим покупателем работы был коллекционер Андрей Васильев, что выяснилось два года спустя, когда он предоставил ее в галерею «Наши художники» на выставку и от директора галереи узнал, что эксперты Центра имени Грабаря, где картина находилась на исследовании весной 2009 года, не подтвердили ее подлинность из-за наличия фталоцианиновых пигментов, не существовавших в 1913 году. Вслед за этим заключение о поддельности «В ресторане» было сделано в Русском музее в 2012 году.

В отделе рисунка Русского музея с 1983 года хранился подлинник — аналогичная работа Бориса Григорьева, поступившая вместе с остальными произведениями из собрания Бориса Окунева. Приемка коллекции, переданной в дар музею, велась комиссией с участием Елены Баснер, которая позднее участвовала в составлении каталога выставки подаренных работ. Но среди почти 400 инвентарных номеров в коллекции Окунева были гораздо более значительные вещи, чем плохо сохранившаяся григорьевская гуашь на картоне, например, такие как «Богоматерь Умиление злых сердец» Кузьмы Петрова-Водкина. С тех пор Елена Баснер, работая в отделе живописи, в течение 26 лет не имела дела с так заинтересовавшим следствие и суд произведением Григорьева и забыла о его существовании — оно поступило в отдел графики, получило название «Парижское кафе» и до 2009 года вынималось только для реставрации.

Начиная с 2011 года Елена Баснер самостоятельно пыталась разобраться в ситуации и отстоять свою правоту как искусствоведа — именно тогда в ее компьютере появилась сделанная в музее фотография оригинала работы Григорьева. Но только на «очной ставке» с двумя работами — поддельной «В ресторане» и подлинной «Парижское кафе», случившейся в 2014 году в кабинете следователя, она поняла, что ошибалась. Елена Баснер всегда заявляла, что это было добросовестным заблуждением: она не делала официальной экспертизы, а высказала субъективное мнение о подлинности картины, справедливо считая, что задача окончательного установления подлинности путем экспертизы лежит на покупателе.

Судья Анжелика Морозова согласилась с точкой зрения адвокатов — Елена Баснер полностью оправдана за недоказанностью обвинений. С формулировкой «доводы стороны обвинения признаются судом надуманными» аргументы Андрея Васильева и его адвокатов последовательно назывались ошибочными, а предъявленное обвинение в мошенничестве — внутренне противоречивым. Так, за полтора года судебного следствия бесспорно был установлен только тот факт, что в 2009 году подделка находилась на экспертизе в Центре имени Грабаря. «Не было установлено юридически значимых фактов, — сказала судья в завершение, — достаточных для вывода о виновности подсудимой. Каждое из доказательств, приводимых стороной обвинения, либо носит характер предположения относительно того, как должны были бы развиваться события, с точки зрения стороны обвинения, либо прямо опровергается исследованными доказательствами». Оказалась несостоятельной и стратегия обвинения, направленная на вынесение приговора по совокупности косвенных признаков.

Суд оставил без удовлетворения гражданский иск Андрея Васильева на сумму, эквивалентную $250 тыс. по нынешнему курсу. Наоборот, Елена Баснер имеет право требовать компенсации морального вреда, причиненного ей в связи с возбуждением уголовного дела. Она окончательно освобождена от условий домашнего ареста, с нее снята действовавшая на время следствия и суда подписка о невыезде, будут возвращены все телефоны и компьютеры. Злополучная «В ресторане»  будет отдана обратно Андрею Васильеву — в материалах дела подделка была оценена в сумму немногим более 11 тыс. руб.

За «делом Баснер» с пристальным вниманием наблюдали искусствоведы, музейщики, коллекционеры. Важный итог вынесенного решения состоит в том, что экспертное мнение искусствоведа было, несмотря на старания прокурора, декриминализовано судом, знаточеская оценка произведения искусства не признана уголовным преступлением.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+