18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Елена Баснер целиком и полностью оправдана

17 мая в Дзержинском районном суде Санкт-Петербурга была признана невиновной видный специалист по русскому авангарду, искусствовед Елена Баснер — ей предъявлялось обвинение в «мошенничестве в особо крупном размере, совершенном группой лиц по предварительному сговору», которое заключалось в том, что при ее содействии коллекционер Андрей Васильев приобрел картину Бориса Григорьева «В ресторане», позднее признанную подделкой. Процесс, который длился более полутора лет, завершился. Оправдательный приговор судья Анжелика Морозова оглашала более двух часов.

Помимо камер городских и федеральных телеканалов, большинство пришедших на  финальное заседание суда составляли сторонники, друзья и коллеги Елены Баснер — в тесном зале можно было увидеть многих сотрудников Государственного Русского музея и известных представителей петербургской интеллигенции. Уголовное дело, начавшееся в 2014 году с заключения Елены Баснер под стражу, вызвало широкий резонанс: против ареста искусствоведа тогда выступили многие деятели культуры, начиная с директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского.

Все собравшиеся на оглашение приговора были в напряжении: каким будет решение по делу, инициированному по распоряжению главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, не мог предугадать никто. Напомним, в ходе прошедших 11 мая прений сторон гособвинение потребовало приговорить Елену Баснер к четырем годам колонии общего режима с возмещением материального ущерба. Защита в лице адвокатов Ларисы Мальковой и Марины Яниной, которые еще в начале процесса предлагали прекратить уголовное дело за отсутствием состава преступления, указывала на недоказанность обвинения и рассчитывала на оправдательный приговор.

История с работой под названием «В ресторане» начинается летом 2009 года, когда человек, представившийся как Михаил Аронсон, принес домой к Елене Баснер, работавшей тогда экспертом аукционного дома Bukowskis, картину, доставшуюся ему, по его словам, в наследство и происходившую «из старинной и разделенной петербургской коллекции». Увиденная вещь произвела на искусствоведа очень хорошее впечатление и была атрибутирована Баснер как подлинное произведение Бориса Григорьева, связанное с известной ей коллекцией Николая Тимофеева, тем более что черно-белое воспроизведение идентичной работы было в альманахе 1914 года «Мой журнал для немногих», издававшемся меценатом Александром Бурцевым.

Для дальнейшего исследования Баснер обратилась к арт-дилеру Леониду Шумакову, в чьем издательстве «Золотой век» вышла монография о Борисе Григорьеве, написанная Тамарой Галеевой, крупным отечественным специалистом по творчеству художника. Приехав за книгой к издателю, Баснер в разговоре упомянула обнаруженную работу Григорьева, что сразу же заинтересовало Шумакова, предложившего купить ее. Получив согласие продавца и оценив работу приблизительно в €180 тыс., она передала работу Шумакову, который привез в залог часть суммы, а через три-четыре дня окончательно рассчитался.

Настоящим покупателем работы был коллекционер Андрей Васильев, что выяснилось два года спустя, когда он предоставил ее в галерею «Наши художники» на выставку и от директора галереи узнал, что эксперты Центра имени Грабаря, где картина находилась на исследовании весной 2009 года, не подтвердили ее подлинность из-за наличия фталоцианиновых пигментов, не существовавших в 1913 году. Вслед за этим заключение о поддельности «В ресторане» было сделано в Русском музее в 2012 году.

В отделе рисунка Русского музея с 1983 года хранился подлинник — аналогичная работа Бориса Григорьева, поступившая вместе с остальными произведениями из собрания Бориса Окунева. Приемка коллекции, переданной в дар музею, велась комиссией с участием Елены Баснер, которая позднее участвовала в составлении каталога выставки подаренных работ. Но среди почти 400 инвентарных номеров в коллекции Окунева были гораздо более значительные вещи, чем плохо сохранившаяся григорьевская гуашь на картоне, например, такие как «Богоматерь Умиление злых сердец» Кузьмы Петрова-Водкина. С тех пор Елена Баснер, работая в отделе живописи, в течение 26 лет не имела дела с так заинтересовавшим следствие и суд произведением Григорьева и забыла о его существовании — оно поступило в отдел графики, получило название «Парижское кафе» и до 2009 года вынималось только для реставрации.

Начиная с 2011 года Елена Баснер самостоятельно пыталась разобраться в ситуации и отстоять свою правоту как искусствоведа — именно тогда в ее компьютере появилась сделанная в музее фотография оригинала работы Григорьева. Но только на «очной ставке» с двумя работами — поддельной «В ресторане» и подлинной «Парижское кафе», случившейся в 2014 году в кабинете следователя, она поняла, что ошибалась. Елена Баснер всегда заявляла, что это было добросовестным заблуждением: она не делала официальной экспертизы, а высказала субъективное мнение о подлинности картины, справедливо считая, что задача окончательного установления подлинности путем экспертизы лежит на покупателе.

Судья Анжелика Морозова согласилась с точкой зрения адвокатов — Елена Баснер полностью оправдана за недоказанностью обвинений. С формулировкой «доводы стороны обвинения признаются судом надуманными» аргументы Андрея Васильева и его адвокатов последовательно назывались ошибочными, а предъявленное обвинение в мошенничестве — внутренне противоречивым. Так, за полтора года судебного следствия бесспорно был установлен только тот факт, что в 2009 году подделка находилась на экспертизе в Центре имени Грабаря. «Не было установлено юридически значимых фактов, — сказала судья в завершение, — достаточных для вывода о виновности подсудимой. Каждое из доказательств, приводимых стороной обвинения, либо носит характер предположения относительно того, как должны были бы развиваться события, с точки зрения стороны обвинения, либо прямо опровергается исследованными доказательствами». Оказалась несостоятельной и стратегия обвинения, направленная на вынесение приговора по совокупности косвенных признаков.

Суд оставил без удовлетворения гражданский иск Андрея Васильева на сумму, эквивалентную $250 тыс. по нынешнему курсу. Наоборот, Елена Баснер имеет право требовать компенсации морального вреда, причиненного ей в связи с возбуждением уголовного дела. Она окончательно освобождена от условий домашнего ареста, с нее снята действовавшая на время следствия и суда подписка о невыезде, будут возвращены все телефоны и компьютеры. Злополучная «В ресторане»  будет отдана обратно Андрею Васильеву — в материалах дела подделка была оценена в сумму немногим более 11 тыс. руб.

За «делом Баснер» с пристальным вниманием наблюдали искусствоведы, музейщики, коллекционеры. Важный итог вынесенного решения состоит в том, что экспертное мнение искусствоведа было, несмотря на старания прокурора, декриминализовано судом, знаточеская оценка произведения искусства не признана уголовным преступлением.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+