18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«В ресторане» свидетелю не понравилось

В Петербурге продолжается судебный процесс по делу Елены Баснер: известный искусствовед обвиняется в продаже поддельной работы Бориса Григорьева «В ресторане» коллекционеру Андрею Васильеву. В самом конце прошлого и в начале наступившего года в Дзержинском районном суде состоялось два заседания, на которые по ходатайству обвинения вызвали двух новых свидетелей.

22 декабря была допрошена Людмила Тимофеева — внучка коллекционера Николая Тимофеева, бывшего главного психиатра Ленинградского военного округа в чине генерал-майора, отчего его собрание, в котором было много работ Бориса Григорьева и Николая Калмакова, часто именуется «коллекцией генерала Тимофеева». Именно о ней подумала Елена Баснер, когда Михаил Аронсон описывал предлагавшуюся им как произведение Бориса Григорьева работу «В ресторане» словами «происходит из старой и разделенной петербургской коллекции» (после смерти Тимофеева в 1978 году его собрание было разделено между родственниками и постепенно распродано полностью).

По словам свидетельницы, в конце 1990-х годов Елена Баснер четыре-пять раз приходила в квартиру семьи Тимофеевых с покупателями, заинтересованными в работах Бориса Григорьева и Николая Калмакова, которые предлагались к продаже. Как вспоминает Людмила Тимофеева, цена на произведения составляла от $3 тыс. до $12 тыс. (при курсе примерно в 25 руб. за $1), тогда из собрания было продано около десяти работ Григорьева различного размера, и речь о денежном вознаграждении Баснер со стороны продавца не шла (как в случае продажи картины «В ресторане», когда выступавший покупателем Леонид Шумаков вручил ей после удачной сделки $50 тыс. в знак благодарности).

Несмотря на все наводящие вопросы обвинения, свидетельница, которая, как и ее дед, является профессиональным психиатром, о произведениях Григорьева смогла сообщить немного. В свое время она мало интересовалась деталями продажи работ и, по ее словам, не пыталась узнать об их дальнейшей судьбе. Когда был предъявлен «вещдок» — приобретенная Андреем Васильевым работа «В ресторане», она уверенно заявила, что такой картины у Тимофеева не было, хотя подобный сюжет встречается во многих произведениях художника, в том числе тех, что были в его коллекции.

11 января в качестве дополнительного свидетеля в суд был вызван Александр Кузнецов — консультант аукционного дома MаcDougall’s по искусству первой половины XX века с 10-летним стажем, специалист по искусству Павла Челищева. Первая часть его допроса стала живым и подробным рассказом о специфике экспертной работы искусствоведа, хотя формально Александр Кузнецов не является лицензированным экспертом. Затем в суде в очередной раз была продемонстрирована злополучная «В ресторане». Свидетель увидел эту работу еще в 2010 году на выставке «Парижачьи» в галерее «Наши художники». Отвечая на просьбу прокурора, он попытался провести в зале суда тот самый визуальный «знаточеский» анализ, об уязвимости которого не раз говорилось на предыдущих заседаниях. По словам Кузнецова, картина не понравилась ему еще на выставке в галерее Натальи Курниковой, в особенности предварительный карандашный рисунок, «некоторые куски и общее настроение работы». В итоге он твердо заключил, что это очевидная подделка, хотя затем не раз подчеркнул исключительную субъективность собственной оценки. Судья отказалась извлечь произведение из-под стекла, чтобы свидетель мог подробно рассмотреть его, поскольку в деле имеется однозначный результат нескольких экспертиз. Отвечая на встречные вопросы Елены Баснер, Кузнецов признался, что следит за делом и читает статьи, освещающие процесс, например о сомнительности подготовительного рисунка он неоднократно слышал. Как резонно считает адвокат Баснер, мнение свидетеля обвинения, сформированное под влиянием публикаций в СМИ, не является беспристрастным.

Следующее заседание суда состоится 18 января. Кроме того, в конце месяца должны стать известны результаты дополнительной экспертизы компьютеров Елены Баснер.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+