18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Композиция из двух Кандинских, или Намоленные абстракции

Собрать к 150-летнему юбилею Василия Кандинского, значительная часть наследия которого за рубежом, представительную выставку трудно, но есть такой жанр — выставка одного шедевра. В его рамках и задумана экспозиция, объединившая Третьяковку и Эрмитаж, предоставивших по одному шедевру: Петербург — Композицию VI, Москва — Композицию VII. Обе 1913 года, написаны в Мюнхене и знаменуют решительный поворот мэтра к абстракции. По их поводу существует немало толкований, сводящихся к двум аспектам. Первый — духовный, заставляющий увидеть здесь некие зашифрованные видения Апокалипсиса, Всемирного потопа или Страшного суда. По свидетельству современников, в ходе работы Кандинский нашептывал как заклятие шамана немецкое «ueberflut» («наводнение», «потоп»). И потом не случайно его признание: «С самого начала уже одно слово „композиция“ звучало для меня как молитва». Второй аспект — художническо-формалистический, предлагающий рассматривать обе композиции с точки зрения создания «идеальной плоскости», парадоксальным образом сосуществующей с «пространством трех измерений». Сам мастер называл эту операцию «растяжением пространства». Так или иначе, оба подхода совместимы, если исходить из трансцендентальной точки зрения, когда все противоречия снимаются. Вопрос только в том, кто ныне обладает такой оптикой, как у Кандинского, у которого, как и у иных русских его времени, бесконфликтно уживались восточный мистицизм с немецкой метафизикой.Видимо, для приобщения к такому интегральному пониманию творчества мастера Третьяковка дополнила выставку мультимедийным проектом Путь к абстракции, в ходе которого зритель, может быть, поймет, откуда взялся Кандинский. 

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+