Инженеры человеческих кущ

Сборник архивных документов и текстов конца XIX — начала XX века, посвященных проектам инновационных музеев, вышел под редакцией художника и куратора.

«Мозг Менделеева сохранен благодаря содействию близкого ему профессора физики Егорова и просвещенному отношению вдовы к вопросу вскрытия, а мозг Л.Н.Толстого отдан на съедение червям вследствие преступного отношения окружающих лиц к памяти великого писателя», — пишет в 1920-х годах выдающийся психиатр и физиолог Владимир Бехтерев, предлагая создать музей — хранилище мозга выдающихся людей СССР. Проект Бехтерева частично реализован в московском Научном центре неврологии РАМН, а печатный вариант заявления ученого вошел в состав «Авангардной музеологии».

Это книга-проект, увидевшая свет в издательстве V-A-C, сложилась благодаря пятилетним стараниям художника и куратора Арсения Жиляева, желающего привлечь внимание читателя «к корпусу малоизученных материалов, связанных с радикальным переосмыслением роли музея и выставки в России и в СССР конца XIX — первой трети XX веков».

Авторы материалов «Авангардной музеологии» обрушивают потоки критики на функцию/миссию музея-кунсткамеры, места скопления мертвых вещей, призывая придумать на смену буржуазным хранилищам буржуазных артефактов институции и социальные инструменты нового типа, смысл которых порой значительно опередил свое время. Подборка текстов, собранных Жиляевым, как раз и предлагает всевозможные альтернативы привычным коллекциям и собраниям.

Так, философ Николай Федоров, идеолог «общего дела» и отец «русского космизма», выдвигает идею «воскрешающего музея», максимально расширяя представление об институции, аккумулирующей ценности, и превращая музей в лабораторию по воскрешению всех вещей. Николай Федоров, кстати, предлагает воскресить еще и абсолютно всех умерших людей, и сегодня это напоминает теории трансгуманистов, поражая тотальностью замысла.

Или же совершенно иная концепция — создание музея-газеты, которая должна «сжато, но ясно отображать все основные ударные моменты сегодняшнего дня» и при этом «не превратиться просто в стенную печать». В эпоху новых медиа мы понимаем всю нереальность такой идеи, хотя и видим связь музея-газеты с «историей повседневности» или же Twitter’ом. А еще в этой книге опубликован текст, декларирующий создание музея быта, отражающего идею выставки вещей, погруженных в ауру их повседневного существования.

«Авангардная музеология» превращает художника в инженера социальной реальности, когда исследование становится переходом к действию, искусство меняет жизнь, а предметом изучения выступают условия создания искусства, его язык. Этот принцип исторического авангарда позднее отразится в практике концептуалистов 1960–1970-х годов.

Такой инженер работает с настоящим временем, его цель — «децентрализация музеев, вынесение музея в жизнь и внесение жизни в музей, музей-жизнь для народа, воспитывающий каждодневно струящиеся около него массы, а не собирание редкостей только для гурманов искусства».

По мысли большинства радикальных авторов жиляевской хрестоматии, музей должен измениться или же умереть. Новая жизнь музея возможна благодаря «взаимной работе специалистов различных научных дисциплин (историка, экономиста, этнографа и производственника)». Вот и этот призыв находит свое отражение в доминирующем сегодня принципе междисциплинарности.

В 1920–1930-х годах теория становится постоянным спутником практики, зрителя готовят к выставке-высказыванию с помощью этикетажа «в виде таблиц, диаграмм и даже географических карт, которые совершенно необходимо ввести в художественном музее». «Я думаю, что если сейчас в Музее изящных искусств, где имеются памятники Ассирии, спросить рядового посетителя: „Как вы думаете, где эта самая Ассирия была?“ — он, вероятно, будет метаться во всех пяти частях земного шара». Сегодня работа над этикетажем воплощается музеями современного искусства с помощью мультимедийности — от справочных материалов на стенах и аудиогидов до очков виртуальной реальности и приложений в AppStore.

В проектах советских музеологов меняется «самый принцип развешивания». Выставке важно не отстать от ритма времени, коллекции становятся все более подвижными: размещаются в парках, создают музей вне стен классического музея, на селе с помощью передвижных хат-лабораторий искусство вторгается в сельское хозяйство — агрономы читают лекции, колхозники получают раздаточный материал.

Музей в СССР проникает на территорию заводов, и создается «производственный музей — это музей-лаборатория, который должен хранить и разрабатывать творческие образцы для дальнейшего их внедрения в производство». Вариант воплощения этой идеи — агитационный ситец 1920–1930-х в городе Иваново.

Главная задача советских музеологов 1920–1930-х — показывать не вещи, а процессы, классовую борьбу стилей. В Третьяковской галерее предлагали сталкивать искусство господствующего и угнетаемого класса, демонстрируя их историческое взаимодействие: «Мы должны показать буржуазию наряду с дворянством в эпоху феодализма, в эпоху капитализма крестьянское искусство, при городском капитализме».

С помощью проектов музеологов 1920–1930-х привлекается внимание к «жизни средних людей». Эпоха воспринимается через жизнь человека за углом. «Смешно думать, что какой-нибудь Рембрандт был единственным выразителем культуры XVII века, что все французское искусство — это один только Пуссен».

Материалы, подготовленные Арсением Жиляевым, и собираются в выставку на страницах «Авангардной музеологии», книги, для которой в России очень сложно найти контекст. Ведь издание это не вписывается в категории «искусствоведение» или «история идей», оставаясь островком утопических предложений.

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+